Экскурсия как одна из форм эколого-природоведческой работы в детском саду
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Экскурсия как одна из форм эколого-природоведческой работы в детском саду»
по дисциплине: «Методика экологического образования»
2022
15.00 BYN
Экскурсия как одна из форм эколого-природоведческой работы в детском саду
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Методика экологического образования
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение Литературный материал для использования на природоведческих и тематических экскурсиях.
Поделиться
Введение
1. Воспитательно-образовательное значение экскурсий-занятий
2. Подготовительный этап к проведению экскурсий
3. Виды экскурсий и методика их проведения
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
В современных условиях, необходимость экологического образования приобретает особую остроту и актуальность. Дело не только в научно–техническом прогрессе, но и в самом человеке. Мы стали оторваны от природы, мы «дети больших городов и огромных супермаркетов», нам не нужно прислушиваться к матушке-природе, чтоб она одарила нас урожаем, мы научились заменять данное природой на то, что создано руками человека. Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой формируется любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, являются природоведческие экскурсии. В процессе природоведческих экскурсий ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно–нравственные традиции. А это и есть начало и основа формирования бережного отношения к природе. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются работы отечественных педагогов С. Н. Николаева, С. Д. Дерябо, В. С. Варивода, С. А. Веретенникова, В. А. Ясвин, П. Г. Саморукова.
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность природоведческих экскурсий в детском саду как сферы развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
1. Воспитательно-образовательное значение экскурсий-занятий
В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребёнок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения. Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования (Николаева С. Н. (2002), Саморукова П. Т. (1991)) [4, 5].
Особенности детей в старших группах связаны с изменением психологической позиции: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Педагог постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, развивает волю, нацеливает на поиск новых, творческих решений [2, c.153].
Экскурсионная форма образования является одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т. е. в полной мере решаются оздоровительные задачи.
2. Подготовительный этап к проведению экскурсий
Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей [3, c.127]. По месту проведения экскурсии подразделяются на: городские (обзорные и тематические); заочные (видеосюжеты); загородные (автобусные и пешеходные); музейные.
Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим [1, c.38]. Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях, и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей. Структура экскурсии: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
3. Виды экскурсий и методика их проведения
Природоведческая экскурсия одна из основных форм по организации экологического воспитания и формирование экологической культуры. Преимуществом природоведческих экскурсий является то, что они позволяют в естественной обстановке познакомить экскурсантов с явлениями и объектами природы. На природоведческих экскурсиях научная информация в сочетании с богатым наглядным материалом придает ей особую убедительность. Природоведческие экскурсии способствуют воспитанию интереса к природе, отличаются высокой эмоциональностью и способствуют 28 активизации познавательной активности экскурсантов [2, c.115]. Экскурсии в природу связанны с движением, пребыванием на воздухе, что способствуют укреплению здоровья. По содержанию природоведческие экскурсии можно подразделить на две группы: 1) обзорные; 2) тематические (ботанические, зоологические, геологические). По характеру решаемых задач можно выделить: 1) экологические, экскурсии на сельскохозяйственный объект, 2) экскурсии эстетического характера. Природоведческие экскурсии организуются в течение всего года по блокам (осенние; зимние; весенние; летние). В содержании природоведческих экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы. Природоведческие экскурсии необходимо организовывать на различные объекты природного окружения – луг, лес, водоем, улица города, с тем, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем многообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования [6, c.299]. Дети наблюдают за ними в различные
Заключение
Глубокое и всестороннее исследование сложившегося в современном мире характера взаимоотношений человека и природы привёл учёных к выводу о необходимости экологического образования всего населения. Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности. Человечество обязано гарантировать сохранность природной среды, необходимой для выживания последующих поколений. В ходе исследования были выявлены особенности экологического образования дошкольников. Передовые отечественные педагоги внесли свой вклад в исследование, анализ и решение проблемы по формированию экологического образования уже в дошкольном возрасте. Это такие, как Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, Е. И. Тихеева, С. Н. Николаева, С. Н. Нифонтова, В. В. Логинова, П. Т. Саморукова, М. К. Ибраимова, З. П. Плохий, Г. В. Кирикэ, Н. В. Виноградова, В. Г. Фокина, Т. А. Маркова. Выяснено, что именно природоведческие экскурсии являются одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которых происходит формирование любви и эстетического отношения к природе, удовлетворение познавательных потребностей ребенка, понимание того, как взаимосвязаны между собой социум и природа, как важны и многообразны ценности нашей планеты.
1. Варивода В. С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – Белый ветер, 2014. – 124 с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 256 с.
3. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / Д. С. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 480 с.
4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2001. – 184 с.
5. Саморукова П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / П. Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
6. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2000. – 456 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 10.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение Литературный материал для использования на природоведческих и тематических экскурсиях.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты