Введение
Психодинамический подход в психологическом консультировании
Концептуальные модели личности в психоанализе
Психодинамическая теория личности З. Фрейда
Теории объектных отношений
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Цель контрольной работы – изучить психодинамический подход в психологическом консультировании.
Задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть концептуальные модели личности в психоанализе;
2. Раскрыть сущность психодинамической теории личности З. Фрейда
3. Описать теории объектных отношений.
Психодинамический подход в психологическом консультировании
Концептуальные модели личности в психоанализе
Теория личности в психологическом консультировании и психотерапии теоретическая основа для работы консультанта (психотерапевта) с проблемой клиента. Теория личности как методологическая основа консультирования выполняет следующие функции:
- обобщение всей накопленной информации в русле данного подхода в работе, что обеспечивает консультанта максимальным количеством информации по соответствующей проблематике и помогает обобщить опыт его индивидуальной работы с различными клиентами;
- разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволяет консультанту лучше понять проблему клиента и выстроить адекватную гипотезу;
- прогнозирование последствий поведения личности на основе полученных наблюдений и данных исследований, что позволяет консультанту в большей или меньшей степени предвидеть результаты процесса консультирования;
- поиск и сбор новой информации об особенностях человеческой личности в рамках заданной теории, что позволяет консультанту расширить область знаний и применения конкретной теории личности, а также разработанных в ее русле практических методов и техник [5].
Психологическое консультирование вид психологической помощи, главной целью которой является научно организованное информирование клиента (пациента) о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь [5].
В современной психологии содержание понятия «психодинамический» в основном определяются психоаналитическими концепциями. Согласно определению, в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики - мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я». Этот вид консультирования и даже сам термин пока совершенно не рассматриваются в отечественной теории и практике, да и в зарубежной литературе консультирование и психоанализ часто просто противопоставляются по критерию их глубины работы с проблемами клиента. Тем не менее, существуют и сторонники этого направления в консультировании.
На уровне концептуальных ценностей универсальными идеями являются:
- идеи невротического конфликта,
- защитных механизмов,
- принцип сохранения психической энергии,
- психодинамический принцип и принцип детерминизма,
- идея символической природы сознательного и бессознательного,
- идея задержек или фиксации на стадиях развития [3].
[...]
Психодинамическая теория личности З. Фрейда
Рассмотрим понятийную структуру и основные особенности консультативного и психотерапевтического процесса в классическом психоанализе. В рамках топографической модели предполагается разделение психики на области сознания, бессознательного и предсознательного. Сознательное обращено к внешнему и внутреннему миру, обеспечивает функции восприятия и ориентации. Бессознательное психическое характеризуется такими чертами, как вневременность, отсутствие логических принципов противоречия и отрицания, неразличение фантазии и реальности, подчинение принципу удовольствия, действие первичного процесса в механизмах сгущения, смещения и символического изображения.
Фрейд З. различал бессознательное в описательном смысле (то, что лишено признака сознательности, включая предсознательное) и в динамическом. В динамическом смысле бессознательным называется лишь то, что находится по ту сторону барьера вытеснения. Барьер этот расположен между системами бессознательного и предсознательного сознания (позднее З. Фрейд постулировал наличие второго барьера вытеснения между предсознательным и сознанием). Под действием цензуры он устраняет из сознания неприемлемые содержания и удерживает их вне его сферы. К таким содержаниям относятся, в первую очередь, представления, прямо или косвенно связанные с первичными влечениями [13].
Таким образом, в ранней фрейдовской модели область бессознательного – это область заполненная представлениями (воспоминаниями и фантазиями), отщепившимися от аффектов и влечений под действием вытеснения. Важно, что представления эти могут быть более или менее тесно связанными с первичными (инфантильными) влечениями, однако, попадая в область бессознательного, все они подчиняются общим законам ее функционирования.
Важная роль в данной модели отводится системе предсознательного. В описательном смысле к ней относятся все психические переживания, которые не осознаются в данный момент, но легко могут быть осознаны при обращении на них внимания. Иначе говоря, они не подпадают под действие вытеснения. К системе предсознательного относится большая часть наших мыслительных процессов, автоматизированных действий и проч. Существенной особенностью психических содержаний предсознательного З. Фрейд считал их связь со словами. В бессознательном же переживания репрезентируются посредством визуальных образов. Постепенно краеугольным камнем топической модели становится концепция вытеснения. Именно она призвана объяснить как образование невротических симптомов, так и нормальное функционирование психики. По исходному определению вытеснением был назван процесс, посредством которого неприемлемый импульс или представление становятся бессознательными. Вытеснение возникает, когда удовлетворение влечения может стать неприятным при учете требований сознания. Оно является универсальным психическим процессом, лежащим в основе становления бессознательного как отдельной психической системы.
Теории объектных отношений
Теория объектных отношений - модель, система психологических взглядов, существующая в рамках психодинамического подхода и отталкивающаяся от предположения, что психика состоит из «внутренних объектов», представляющих собой интернализированные внешние объекты: людей и ситуаций [3].
Основываясь на психодинамической теории, теория объектных отношений предполагает, что отношение людей к другим и ситуации в их взрослой жизни формируется семейным опытом в младенчестве. Например, взрослый, который испытал пренебрежение или жестокое обращение в младенчестве, будет ожидать подобного поведения у других, что напомнит ему о небрежном или оскорбительном поведении его родителя из его прошлого. Эти образы людей и событий в бессознательном превращаются в объекты, которые «я» переносит во взрослую жизнь, и они используются бессознательным, чтобы предсказать поведение людей в их социальных отношениях и взаимодействиях.
В рамках этой модели психические функции объясняются с точки зрения отношений между внутренними объектами. Первые работы в рамках этой теории были написаны Мелани Кляйн, Рональдом Фэйрбейрном, Дональдом Винникоттом и Майклом Балинтом. На их основе сформировалась британская школа психоанализа.
Значимые работы в рамках этой модели также написали Отто Кернберг, Ганс Левальд, Уильям Мейснер, Арнольд Моделл, Рой Шефер, Хайнц Кохут и Джосеф Сандлер. Отчасти теория объектных отношений опирается на наблюдения З. Фрейда о влиянии объектов на развитие Я. Но З. Фрейд не считается объектным теоретиком, поскольку, согласно его пониманию, объект это то, что помогает удовлетворить потребности Оно (как еда удовлетворяет голод). Некоторые теоретики, в частности О. Кернберг, предприняли попытку объединить различные аспекты теории объектных отношений с классической фрейдовской теорией [14].
В традиционной системе понятий психоанализа объекты и объектные отношения связаны с возбуждениями влечений. Сначала, когда говорят об объектах, имеют в виду реальные или выдуманные адресаты возбуждений влечений; речь идет об объектах влечений и сопровождающих их инстинктивных желаниях, то есть об объектных отношениях.
В классической психоаналитической теории (теории инстинктов) эти объектные отношения были объяснены в понятиях замещения объектов или их психических репрезентаций либидозной и агрессивной энергией
- с энергией инстинктов в их первоначальном состоянии или в ее нейтрализованной, очищенной или сублимированной форме. При этом, с одной стороны, «объект» понимается как коррелят инстинкта или частичного влечения. «Объект влечения это то, с помощью чего инстинкт может достичь своей цели. Это самое вариативное в инстинкте, не связанное с ним изначально; значение ему придается только вследствие его единения с возможностью удовлетворения».
ВыводыПсиходинамический подход - это подход, согласно которому видимые человеку происходящие в его психике процессы определяются не внешними обстоятельствами, не разумом или волей человека, а самостоятельной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики.
Целью психологического консультирования в психодинамическом подходе является перевод в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.
Основной теоретический принцип данного направления заключается: сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции.
Основными процессуальными характеристиками психоаналитического консультирования, несущими ценностный смысл, являются:
- модели динамическая, экономическая, генетическая, структурная, адаптивная;
- процедуры конфронтация, прояснение, интерпретация, проработка;
- анализ проявлений бессознательного - сновидения, симптомы, защиты, перенос, сопротивление, фантазмы, продукты творческой активности;
- катарсис;
- рабочий альянс.
Таким образом, психоаналитическая модель консультирования предполагает рассмотрение и понимание внутренней динамики психической жизни клиента: борьбы между его различными осознанными и неосознанными потребностями и мотивами поведения, требованиями реальности, анализ его психологических защит, типичных проявлений и характера сопротивления и др.
1 Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 1994. – 491 с.
2 Дэр, К. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса / К. Дэр, А. Холдер, Дж. Сандлер. – М. : Когито-Центр, 2007. – 254 с
3 Калина, Н.Ф. Основы психоанализа / Н.Ф. Калина. – М. : Рефл-бук, 2001. – 352 с.
4 Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн [и др.] ; [пер. с англ. Д.В. Полтавец, С.Г. Дурас, И.А. Перелыгин] ; сост. и науч. ред. И.Ю. Романов. – М. : Академический Проект, 2001. – 512 с.
5 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования . -- М.: Академический проект, 1999. — 240 с.
6 Лейбин, В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В. Лейбин. – М. : Территория будущего, 2006. – 568 с.
7 Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. – М. : Класс, 2006. – 480 с.
8 Мертенс, В. Ключевые понятия психоанализа / В. Мертенс ; [пер. с нем. С.С. Панкова ]. – СПб. : B&K, 2001. – 383 с
9 Пергаменщик, Л. А. Кризисное вмешательство: практикум / Л.А. Пергаменщик, Н. Л. Пузыревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГПУ, 2012. – 140 с.
10 Старовойтов, В.В. Современный психоанализ: интеграция субъектобъектного и субъект-субъектного подходов / В.В. Старовойтов. – М., 2004. – 117 с.
11 Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 528 с.
12 Тэхкэ, В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход / В. Тэхкэ. – М. : Академический Проект, 2001. – 576 c.
13 Фрейд, З. Интерес к психоанализу: сборник / З. Фрейд ; [пер. с нем. М.Н. Драко]. – Минск : Попурри, 2004. – 592 с.
14 Шарф, Дж. Основы теории объектных отношений / Дж. Шарф, Д. Шарф. – М. : Когито-центр, 2009. – 304 с.
15 Шорс, Р. Эмпирические психоаналитические исследования / Р. Шорс // Ключевые понятия психоанализа / В. Мертенс [и др.]; под ред. В. Мертенса. – СПб. : B&K, 2001. – С. 202–208.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.