1. Раскрыть тематическое и жанровое разнообразие произведений Л. Толстого, включенных в «Русские книге для чтения». Проанализировать идейные и художественные особенности этих произведений. Показать возможность использования произведений Л. Толстого в работе с дошкольниками разных возрастных группЗнаменитый отечественный писатель Лев Толстой обладал благородным происхождением — рожден он был в семействе графов Толстых. Однако его судьба не может быть названа счастливой, поскольку довольно рано Толстой потерял родителей.
Будущий писатель получил отличное домашнее образование. Тем не менее, он принял решение свою жизнь посвятить не праздной жизни помещика, а творческому пути.
Не последняя роль в творческом наследии Толстого была отведена произведениям, написанным для детей — рассказам и сказкам, которые родители читают своим детям и на сегодняшний день.
Однажды писатель, беседуя с товарищем, назвал детей «самыми строгими судьями». Как считал писатель, произведения, которые предназначаются самым юным читателям, нужно понятно излагать, они должны быть доступными для
Иначе говоря, главным в рассказах и сказках писателя является простота. Вероятно, именно это и является причиной того, что рассказы Толстого настолько популярны и сегодня.
С «Русскими книгами для чтения» у писателя были связаны «гордые мечты», у него была надежда, что по ней будут учиться два поколения русских детей — от царских до мужицких — и смогут получить из нее первые поэтические впечатления. Действительность смогла превзойти все его надежды по его книгам учились не два, а несколько поколений. Данные книги смогли составить целую библиотеку для детского чтения. При этом многие из произведений «Русских книг...» и в настоящее время включены в хрестоматии и азбуки: это «Филипок», «Три медведя». «Лев и собачка», «Булька», «Кавказский пленник».
Главное место в учебниках Толстого отведено вольным переложениям русских, индийских, персидских, турецких, немецких сказок, переделкам басен Эзопа, изредка пересказам произведений современных Толстому авторов. При создании своих произведений, Толстой заботился о том, чтобы сюжет их был увлекательным, но простым, чтобы в них соединялись поучительность и познавательность.
[...]
2. Показать воспитательное значение произведений М. Пришвина о природе, вошедших в круг детского чтения. Проанализировать рассказы М. Пришвина, доступные детям дошкольного возраста. Раскрыть художественные образы людей и животныхМ.М. Пришвин (1873-1954) - это один из певцов природы, который завещал детям любить ее, узнавать ее тайны, не стремясь что-либо в ней сломать и переделать.
Особенностями личности и таланта Пришвина являлись оптимизм, вера в возможности человека, в доброе начало, которое заложено в любом человеке изначально, поэтичность восприятия мира. Это все стало причиной того, чтобы начать писать для детей.
Пришвиным описывалось в рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в ходе своего развития, в ходе трансформации своей собственной человеческой природы. Пришвин никогда не делил свое творчество на “взрослое” и “детское”. “Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое”, – говорил писатель. Существует такое понятие – лирическая проза. Лирика – это когда автор вне сюжета, напрямую с читателем разговаривает. Как правило, это встречается в стихах. Однако недаром сам Пришвин называл собственные зарисовки пейзажей в несколько строк поэмами. А как иначе могут быть названы миниатюры, например, такая: “Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок”. И вот ещё: “Лес берегами как руками развел, и вышла река”.
По мнению Пришвина, отделять детскую литературу от взрослой сплошной преградой не нужно. Писатель признавал, что больше всего опасается «подыгрывания детям, скидки на возраст». В произведения для детей Пришвин вкладывал полную меру знаний об окружающем мире и природе, одновременно с этим он стремился к увлекательности и поэтичности изображения. Пришвин не отрицал возрастные особенности литературы для детей, но обращался в первую очередь к ребенку, который сохранился в душе любого взрослого. Возможно, по этой причине его произведения затрагивают души не только детей, но и взрослых.
Пришвин обладал особой интонацией, манерой общения с детьми разных возрастов. По его мнению, для юных читателей главное условие - это «простота». Однако простота бывает разной, подчеркивал писатель. Существует внешняя простота примитива, а бывает простота, которая возникает в виде результата полного владения материалом и любви к своему читателю.
[...]