1. Лекция
2. Сценарий практического занятия
Лекция 1. Предмет, задачи и структура методики преподавания психологии
В традиционном понимании данной дисциплины предметом методики преподавания психологии являются закономерности обучения психологии лиц разного возраста. С позиции когнитивной психологии предметом методики преподавания психологии являются закономерности интеллектуального развития личности в процессе ее обучения психологии. С позиции современной психологии развития предметом методики преподавания психологии являются закономерности психического и личностного развития в процессе обучения психологии.
Очевидным является то, что предмет методики преподавания психологии является интегрированным. Он включает в себя общие методологические и дидактические закономерности обучения, а также специфические особенности преподавания психологии, возрастные, гендерные и индивидуально-психологические особенности педагога и обучаемых.
2. Сценарий практического занятия
1. Психология как научная и учебная дисциплина (5, с. 86-89)
Психология как научная и учебная дисциплина
Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний.
Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний (Гинецинский, 1983, с. 18).
Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются: этот пункт – систематизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов (например, книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии»).
Учебный предмет, по определению В. И. Гинецинского, представляет собой «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины» (Гинецинский, 1983, с. 19).
Традиционное понятие учебного предмета восходит к средневековым университетам. Оно связано с условиями развития университетской науки того времени, которая была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. Научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебного предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме изложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характеристики дисциплинарного знания, он выполнял систематизирующую и структурирующую функции. Для этого периода было характерно неразличение качественно различных уровней и типов образования. Различия между начальной, средней и высшей школой рассматривались лишь как количественные в масштабах приобретаемых знаний. Модель учебного предмета, зародившаяся в средневековых университетах, продолжает функционировать и в системе образовании Нового времени (Гинецинский, 1983, с. 20-21). Психология как наука также пережила аналогичный период развития, однако несколько позже — в период ее становления в XIX в. и в первой половине XX в. Первыми книгами по психологии были учебники и учебные пособия. Психология как наука и психология как учебный предмет не различались.
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. ¬ М.: Владос. – 2001.
2. Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) // Высшее образование в России. – 2007. – №4. – С.98-100.
3. Волочков А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал. – Т. 24. – №3. – 2003. – С. 22-31.
4. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. – №6.
5. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб, 2005.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Akademia, 2000.
7. Орлова Л.В.Метод проектов в процессе преподавания психологии в школе // Возрастная и педагогическая психология / Сборник научных трудов. – М., 2005. – с. 134-141.
8. Поливанов Я.К., Ермакова Е.А. Образовательная среда в школах разных типов // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – с.72-80.
9. Рапуто А.Г. Развитие визуально-образного мышления и навыков эффективного применения средств мультимедиа у учителей-предметников // Информатика и образование. – 2007. – №7. – с.72-77.
10. Рожина Л.Н. Методика преподавания психологии (ч.1). – М: БГПУ,1999,2001, 2003.
11. Рожина Л.Н. Методика преподавания психологии (ч.2). – М.: БГПУ, 2000, 2001.
12. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. –М.: Высшая школа, 2003. – 272с.
13. Рожина Л.Н. Развивающие эффекты художественного познания психики человека // Псіхологія. – 1999. – №1. – с. 3-15.
14. Рожина Л.Н. Развитие эстетического компонента креативности в процессе преподавания психологических дисциплин // Адукацыя і выхаванне. – 1999. – №9. – с.58-62.
15. Рожина Л.Н. Развивающие технологии обучения студентов // Психология. – 2000. – 3. – с.32-50.
16. Рожина Л.Н. Развитие образного компонента творческого мышления посредством художественной фасиликации// Возрастная и педагогическая психология. – Сб. научн. трудов. – М., 2006. – с.6-30.
17. Рожина Л.Н. Ценностный обмен как механизм личностного развития в процессе преподавания психологии // Педагогическая психология и образование. – №3. – 2014.
18. Рожина Л.Н.Эмоциональная регуляция учебной- познавательной деятельности студентов // Весці БДПУ. – 2015. Серия 1 . – с. 5-9.
19. Рубцов В.В., Агеев В.В. Игровой методорганизации учебной деятельности школьников // Игровое моделирование. Методология и практика. – Новосибирск: наука, Сиб. отд.,1987. – С.104-111.
20. Слободчиков В.И., Черникова Т.В. Применение возрастно-нормативной модели развития для проектирования систем духовно-нравственного воспитания школьников // Психология обучения. – №5. – 2015. – С.5-23.
21. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан: БГПИ. – 2005. – С.21, 28, 30-33,98-107.
22. Трайшев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология, разработчики и практика проведения. – М.: Изд. дом «Д. и К.»: МАН ИПТ, 2002.