Тема: Нарушение полоролевой идентификации
Введение
1Теории развития половой идентичности
2 Формирование полоролевой идентичности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для современного социума характерно изменение ценностностных и нравственных ориентаций в сфере отношений между полами. В нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, деформируются образы мужественности и женственности. В результате этих явлений девочки становятся более агрессивными, а мальчики более тревожными.
Вопросы полового воспитания интересовали исследователей из разных областей с давних пор. Переломным моментом в изучении полового воспитания является период разгрома педологических идей. После разгрома педологии прекратились исследования в области половой идентичности и полоролевого развития в целом.
1 Теории развития половой идентичности
В психологических исследованиях существует множество точек зрения с позиции, которых описывается и анализируется мужской и женский образ.
Согласно одной из таких точек зрения маскулинность (мужественность) и фемининностъ (женственность) противопоставляются друг другу. Согласно другой точке зрения, эти качества рассматривались как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. В-третьих, маскулинность (мужественность) и фемининностъ (женственность) могут рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые фемининные признаки. Исходя из выше изложенной информации, биологических полов существует всего два, а психологических вариаций полоролевой идентичности выделяется значительно больше.
2 Формирование полоролевой идентичности
Существует мнение, согласно которому мужской и женский пол существенно различаются по своиму интеллекту, чертам характера, манерам поведения, адаптивным способностям, прежде всего, в силу генетической программы, заложенной природой. Другое мнение заключается в том, что отличия между мужчинами и женщинами имеют внешние причины и определяются главным образом тем, что на протяжении всей жизни представители мужского и женского пола испытывают различное отношение к себе со стороны родителей, друзей и общества.
Прежде чем рассмотреть полоролевую идентичность, рассмотрим понятия «идентичности» и «идентификации».
Заключение
Изучив и проанализировав различные теории, описывающие и объясняющие процесс усвоения гендерных ролей, учитывая недостатки подходов, игнорирующих биологическое влияние и факторы внешней среды, можно сделать вывод, что «полоролеваявая идентичность», т.е. осознание принадлежности к определенному полу, – результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.
1. Алексеев, Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации / Б.Е. Алексеев. – СПб.: Питер, 2006.-144 с.
2. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация /. Н.Л. Белопольская – М.: Просвещение – 1995.– 430 с.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология /. Т.В. Бендас. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК 2005. – 430 с.
4. Берн, Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 320 с.
5. Бурыкина, М.Ю. / Зависимое поведение. Причины, механизмы, пути преодоления / М.Ю. Бурыкиной, С.Н.Сазонов.– Брянск: Курсив, 2008. – 205 с.
6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 544с.
7. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
8. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. – М.: Педагогика, 1991. – 493 с.
9. Кон, И.С. Сексология /. И.С. Кон. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
10. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье / Я.Г. Николаева. – М.: Владос, 2006. – 159 с.
11. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2006. – 1876 с.
12. Ткаченко, А.А. Аномальное сексуальное поведение /. А.А. Ткаченко. – М.: ГНЦССП им. В. П. Сербского, 1997. – 426 с.
13. Фрейд, А. Введение в детский психоанализ / А.Фрейд. – М.:Институт общегуманитарных исследований, 2016 – 184 с.
14. Хорни, К. Женская психология / К. Хорни. СПб.:Восточно -Европейский институт психоанализа, 1993. 220 с.
15. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2003. – 359 с.
16. Целуйко, В.М. Психология нетрадиционной любви /. В.М. Целуйко.– М.: МСГИ, 2003. 192 с.
17. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /. Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. 338 с.
18. Юнг, К. Психология бессознательного /. К. Юнг. М.: Канон, 1994. 330 с.