1 Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте
2 Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса личности младшего школьника
3 Исследование самооценки младших школьников
Вывод
Список использованных источников
Приложения
1. Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте
Изучение социометрического статуса младшего школьника, является на сегодняшний день одной из самых актуальных тем становлении личности, он может быть связан с множеством факторов, вследствие чего определяется статус личности, в нашем исследовании мы говорим о таком факторе, как тревожность.
Спилберг дает определение тревожности как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. [4] З. Фрейд утверждал, что тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние [1].
2. Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса личности младшего школьника
На основе психологического исследования уровня тревожности и социометрического статуса, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции r-Пирсона.
Задача которая перед нами стояла это изучение взаимосвязи двух метрических переменных, измеряемых на одной и той же выборке. Т.е. взаимодействие тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте. Корреляция проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.
Данные дали следующие результаты взаимодействия каждого из факторов тревожности и социометрического статуса (таблица 4)
3. Исследование самооценки младших школьников
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Задачи диагностической работы: подобрать диагностические методики; провести диагностику; обработать полученные результаты. Выборка включает и мальчиков и девочек, учащихся в 4 классе, численностью 25 человек, из них 15 девочек и 10 мальчиков в возрасте 9-10 лет.
Методика Дембо-Рубинштейн. Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности. Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.
Вывод
1. В ходе исследования была проведена диагностика тревожности младших школьников, значение социометрического статуса и уровень самооценки.
2. Также было проведено исследование влияния уровня тревожности учащихся на их социометрический статус.
3. Анализ полученных результатов диагностики тревожности учащихся показывает, что в целом группа обладает низкой тревожностью, больший процент школьников относится именно к этой категории. Если рассматривать тревожность по отдельным факторам, то наибольший уровень имеет страх ситуации проверки знаний – 27% детей, и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 26% детей.
1. Браун, Д., Пеллер, Дж. Введение в психотерапию: принципы и практика психодинамики / Пер. с англ. Ю.М. Яновской. – М.: Независимая фирма Класс, 1998. – 224 с.
2. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты / сост. Т.Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 90 с.
3. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. – СПб.: Речь, 2007 – 67 с.
4. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда: Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1999 – 385-386 с.