1. Лекционное занятие «Активные и нетрадиционные формы преподавания психологии»
2. Практическое занятие «Активные и нетрадиционные формы преподавания психологии»
1. Лекционное занятие «Активные и нетрадиционные формы преподавания психологии»
1. Понятие традиционных и нетрадиционных форм обучения.
Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций
Традиционное обучение представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка.
Нетрадиционные формы обучения реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие занятия проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы обучения осуществляются при обязательном участии всех слушателей группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку.
2. Активные организационные формы обучения: конференции, диспуты, дискуссии, психологические тренинги, обсуждение научных работ. Методика проведения конференции. Методические требования к организации и проведению диспута. Содержание и сценарий дискуссии.
Конференция – эта организационная форма обучения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Она дает широкие возможности студентам для самовыражения. Через систему общения и организацию коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, шлифуются ее позиции, убеждения, профессиональное мышление.
Практическое занятие «Активные и нетрадиционные формы преподавания психологии»
Задание №1
Участникам практического занятия необходимо выписать на отдельный лист ключевые понятия темы, составить глоссарий.
Задание №2
Провести фронтальный опрос участников по составленному глоссарию.
Задание № 3.
Участникам практического занятия необходимо найти и описать сходства и различия традиционных и нетрадиционных формам обучения
Задание № 4
Участникам практического занятия необходимо найти в предложенных триадах слов лишнее:
Закрепление – контроль – анализ
Новизна – раскрепощенность – категоричность
Самостоятельность – активность – ригидность
Задание 5
Участникам практического занятия необходимо определить термин по отдельным словам:
Спор, обмен, публичный (диспут)
Обсуждение, обмен, спонтанность (дискуссия)
Имитация, упрощение, моделирование (деловая игра)
Активность, ценаправленная, улучшение определенных навыков (тренинг)
Взаимодействие, включенность, диалог (интерактивность)
Некритичное, воздействие, неосозноваймое (внушение)
Влияние, внутреннее, активное (самовнушение)
Задание № 6
Участникам практического занятия необходимо определить верны или неверны утверждения:
Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности (верно).