1 Макет программы ранней помощи для матерей и младенцев групп риска (младенцы, находящиеся в домах ребенка)
Список литературы
1 Макет программы ранней помощи для матерей и младенцев групп риска (младенцы, находящиеся в домах ребенка)
1. Общая характеристика программы
Актуальность программы и ее обоснование. В настоящее время приоритетным направлением в государственной и общественной практике становится обеспечение качества жизни младенцев и детей раннего возраста Новая система ценностей, где вершину иерархии занимает ребенка, цели составляют основу концептуальной модели ранней помощи, в центре внимания которой находится целенаправленной обучение, информационно-просветительская работа с родителями ребенка.
В последние годы всё чаще в отношении матерей и младенцев, находящихся в группе риска, используются понятие «ранняя помощь». Термин «ранняя помощь» или «ранее вмешательство» обозначает следующие процессы:
– идентификация возникших трудностей у детей раннего возраста и их семей;
– оказание помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям в случае имеющихся трудностей;
– предвидение и предупреждение возможных вторичных нарушений с целью уменьшить потенциальный негативный эффект, который может возникнуть под влиянием имеющихся неблагоприятных фактов и трудностей, и улучшить здоровье и развитие детей раннего возраста [7].
Результаты исследований в области младенчества, взаимодействия матери и младенца, семей младенцев с риском отставания в развитии привели к осознанию необходимости разрабатывать программы, направленные не только на детей, но и на семьи, в которых протекает их развитие [4].
Практика показывает, что младенцы попадают в Дом ребенка по различным причинам. Это может быть временное изъятие ребенка в связи с невозможностью обеспечения ему нормальных условий для полноценного развития; может быть нежелание матерей заботиться о своих детях.
Младенцы, находящиеся в домах ребенка, живут в физических и психических условиях высокой вероятности задержки в развитии. Физические, эмоциональные и психические нарушения с весьма большой вероятностью приводят к отклонениям, задержке в развитии [8]. Именно поэтому является актуальным разработка программы ранней помощи матерям и младенцам, находящимся в домах ребенка.
1. Баранова, М.Л. Организация ранней психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии / М.Л. Баранова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2010.
2. Блохина, Л.В. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи / Л.В. Блохина, С.В. Калинина, Н.И. Морозова. – М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 200 с.
3. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
4. Емелина, О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом / Р.И. Емелина // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 49–55.
5. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 288с.
6. Овчарова, Р.В.. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
7. Разенкова, Ю.А. Начальный этап становления системы ранней помощи в США: исторический экскурс / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 3–5.
8. Самарина, Л.В. Организация и содержание деятельности служб раннего вмешательства в Домах ребенка / Л.В. Самарина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2007. – № 2. – С. 61-69.
9. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
10. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2001. – 208 с.