Введение
1.Общая характеристика методов и методик изучения самосознания личности юношеского возраста
2. Исследование личности подростка с помощью патохарактерологического диагностического опросника А.Е.Личко
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным об¬разом с познанием человеком само¬го себя как существа мыслящего — в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следователь¬но, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами.
1.Общая характеристика методов и методик изучения самосознания личности юношеского возраста
В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством -ранняя юность(15-16лет), другая - на границе со зрелостью - старший юношеский возраст(20-21год), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
2. Исследование личности подростка с помощью патохарактерологического диагностического опросника А.Е.Личко
Подростковый возраст является периодом становления характера — в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин).. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.
Заключение
Подростковый возраст является периодом становления характера — в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.
Таким образом, в ходе данной работы были изучены разнообразные методики по диагностики самосознания личности юношеского возраста, проведено исследование ПДО А.Е. Личко с целью выявления акцентуации характера. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
1. Аистова, Л.С. Квалификация хулиганства: учеб.-практ. пособие / Л.С. Аистова. - СПб., 1998.-264 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Издательство Московского университета, 1980.- 416 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2000.-326 с.
2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – 2-е издание. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1988.- 358 с.
3. Долгинова, О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юноше¬ском возрасте / О. Б. Долгинова. - СПб. Нева, 1996. – 298 с.
4. Дубровина, И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. – М.: Знание, 1989. – 364 с.
5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983.- 256 с.
6. Пахальян, В.Э. Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога / В.Э. Пахальян. – М.: МИП NB Магистр, 1992.- 323 с.
7. Протопопов С.Н. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков / С.Н. Протопопов. - М.: Генезис, 1997. – 287 с.
8. Практическая психология образования. \ Под ред. Дубровиной И.В.- М.: ТЦ «Сфера»,1997.-528 с.
9. Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной. - СПб, «Речь», 2002. -604 с.
10. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 295 с.