Практическое задание 1
1 История преступления Раскольникова по дням
Практическое задание 2
Преступление 1
Преступление 2
Преступление 3
Практическое задание 1
1 История преступления Раскольникова по дням
День 1
Уже месяц бедный студент Раскольников обдумывает убийство старухи-процентщицы. Полтора месяца назад он начал закладывать у старухи вещи.
В 1-ый день Раскольников идет к старухе-процентщице, чтобы изучить детали (где старуха хранит ключи, деньги и т.д.). В распивочной Раскольников знакомится с пьяницей-чиновником Мармеладовым, который рассказывает о своей дочери Соне.
День 2
Раскольников бродит по улицам, размышляя о преступлении. На улице он случайно слышит, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома завтра в 7 часов вечера. Раскольников берет это на заметку.
Практическое задание 2
Преступление 1
По уголовному делу об изнасиловании несовершеннолетне потерпевшей была девятилетняя Н. На предварительном следствии девочка заявила, что напавший на нее преступник был приблизительно ровесником ее отца (т.е. ему было около 35 лет). Из материалов дела усматривалось, что преступление мог совершить молодой человек 17 лет; этому предположению противоречило только показание девочки о возрасте преступника. Составьте план психолого-экспертного исследования и подберите соответствующие методики необходимые для экспертной оценки способности Н. точно оценивать возраст взрослых людей на основе восприятия их внешности.
Решение
В случаях, когда низкий уровень психического развития обусловлен естественной возрастной незрелостью (как правило, это малолетние потерпевшие в возрасте до 9-10 лет), можно констатировать понимание только внешней стороны юридически значимых событий, без осознания биологического и социального их смысла.
Преступление 2
Уголовное дело было возбуждено в связи с заявлением Н. о том, что в отношении ее восьмилетней племянницы Л. на протяжении двух лет сожитель матери девочки А. систематически совершает развратные действия. На первых допросах девочка сообщила следователю о том, что делает с ней А., когда они остаются вдвоем. Из рассказа было видно, что действия А. могут быть квалифицированы как развратные. Сам A. упорно и категорически отрицал совершение чего-либо предосудительного отношении девочки. В дальнейшем девочка изменила показания и стала говорить, что действий, о которых она сообщила ранее, А. не совершал. Появилось нечто новое и в поведении девочки: она не так свободно, как прежде, разговаривала со следователем, сделалась пугливой, настороженной, застенчивой. Ее показания оказались противоречивыми и во многом взаимоисключающими друг друга.
В ходе предварительного следствия была проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза. В ее заключении было отмечено, что девочка психическими заболеваниями не страдает, ее психическое развитие соответствует возрасту. У следователя возникли подозрения по поводу способности Л. правильно воспринимать и давать показания по делу.
Решение
1. Имеются ли у Л. признаки повышенной внушаемости? Да
Эмоционально-мотивационная сфера, а также особенности воображения и внушаемости подэкспертного исследуются при помощи проективных методик ТАТ, САТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.
Преступление 3
Люда Т., 14 лет, вечером, гуляя с подругой по поселку, познакомилась с тремя военнослужащими, которые завели ее в лес и изнасиловали в извращенной форме. Девочка вернулась домой, легла спать, родителям ничего не рассказала о случившемся, но поделилась с подругой, которая затем рассказала своим родителям, в результате было возбуждено уголовное дело. У подэкспертной были обнаружены низкий уровень психической адаптации и высокая степень фрустрационной напряженности личности. Выявлены стойкие личностные особенности, снижающие пороги фрустрации: высокая степень конформности, низкий самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, высокие показатели по фактору тревожности. На этапах следствия девочка замыкалась, обвиняла себя в случившемся, стремилась уклониться от описания важных для следствия обстоятельств.
Решение
3.1. Назовите основные методы, используемые экспертом-психологом в данной СПЭ?
Следует использовать опросники Кеттела, ПДО, Шмишека для выяснения характера потерпевшей.
Самосознание и самооценку исследуют репертуарными решетками Келли, шкалами самооценки по Дембо-Рубинштейн. Анализ материалов дела, беседа.