Введение
1. Сущность терапевтической модели А. Эллиса
2. Особенности психологического консультирования в рамках модели А. Эллиса
3. Основные техники РЭПТ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
А. Эллис начал свою дорогу психотерапевта в роли психоаналитика, и, вполне естественно то, что на его взгляд сильнейшее влияние было оказано идеями таких известных психоаналитиков как Альфред Адлер и Карен Хорни. Постулат Хорни о «тирании долженствования» стал своеобразным толчком к появлению тезиса Эллиса о преобладании абсолютистских, догматических, оценочных идей в психологическом комфорте.
1. Сущность терапевтической модели А. Эллиса
Рационально-эмоциональной поведенческой терапией Альберт Эллис стал заниматься в 1955 году, в это время он интенсивно исследовал клиническую психологию в Нью-Йорке, имея стаж работы больше десяти лет в этой сфере.
Первоначальный вариант своей терапевтической модели психотерапевт назвал рациональной терапией, однако к 1961 году это название переименовано в РЭТ, объясняя то, что этим термином лучше отражается сущность указанного направления. В 1993 году Эллисом активно использовалось новое название для своей терапии: РЭПТ – рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Термином «поведенческая» он показывал огромное значение своей работы в поведенческом направлении.
2. Особенности психологического консультирования в рамках модели А. Эллиса
На первом этапе проводится кларификация, то есть прояснение параметров события, тех, которые клиента наиболее затронули или вызвали неадекватную реакцию. На этом этапе целью консультирования является не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его, а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка её и только после этого этапа – принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
3. Основные техники РЭПТ
В настоящее время существует огромное количество когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник, но они, по мнению Эллиса, не являются «чистыми». Это значит, что каждая содержит в себе и когнитивные, и эмоциональные, и поведенческие элементы, но один из них является преобладающим [4, с.211].
Заключение
Основной целью РЭПТ является помощь людям, чтобы они осознали, что могут жить более рационально. Поведенческие принципы кроме психотерапии и консультирования используются в коммерческой, промышленной и образовательной сферах.
РЭПТ особое внимание уделяет смыслам, целям, задачам и ценностям человека. Работа консультантов сводится к опознаванию иррациональных установок, к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок. Консультанты выполняют роль учителей, а клиенты – учеников.
1. Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование / Дж. Коттлер., Р. Браун. – СПб.: Питер, 2001;
2. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.;
3. Паттерсон, С., Уоткинс, Э. Теории психотерапии / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – СПб.: Питер, 2003;
4. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / А. Эллис. – Пер. с англ. – СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002;
5. Эллис, А., Драйден, У. Практика рационально- эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. – 2-е изд. / Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Речь, 2002. – 352 с.;
6. Эллис А. Рациональная психотерапия // Техники консультирования и психотерапии. Тексты / А. Эллис. – Под ред. У.С. Сахакиан – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000;
7. Эллис, А., Ландж, А. Не давите мне на психику! / А. Эллис, А. Ландж. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
8. Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.