ВВЕДЕНИЕ
ГЕНДЕРНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время маркетинг и реклама стали одними из важнейших инструментов, которые управляют рынком и поведением потребителя. Целью маркетинга и рекламы является вовлечение потребителя в процесс покупки и, воздействуя на людей определенным образом, можно привести рынок в стабильное состояние, повысить продажи, контролировать само поведение потребителей.
Для совершенствования механизма производства и продажи необходима постоянная и целенаправленная работа с потребителем. Специалистам необходимо уметь формировать спрос, открывать потребителю новые «горизонты», которые они получат, благодаря покупкам. Причём эти выгоды должны быть востребованы потребителем и влиять на его поведение [2].
Одним из основных особенностей потребления является пол и гендер покупателей. Нельзя не согласиться с тем, что даже с точки зрения непрофессионала, мужчины и женщины представляют собой абсолютно разных потребителей. Различия мужчины и женщины в данном случае рассматриваются не с точки зрения биологических факторов, а с точки зрения социально-психологических факторов, оказывающих влияние на их поведение. Мужчины и женщины абсолютно по-разному воспринимают мир и всю окружающую их реальность.
ГЕНДЕРНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ходе эволюции у мужчин и женщин сформировались некоторые особенности восприятия, которые необходимо учитывать в повседневной жизни. Данный аспект непосредственно касается и потребительского поведения. Зная, изучая и грамотно используя вышеупомянутые особенности можно привести рынок в стабильное состояние, повысить продажи, сделать их более эффективными [4].
Среди исследований гендерных различий в потребительском поведении в основном изучаются следующие аспекты: восприятие и поведение потребителей, убеждения, ценности. Многие исследователи отмечают следующие обобщенные особенности мужского потребительского поведения: ориентир на статус, четкость, склонность реже передавать информацию о продукте, небольшая увлеченность коммерческими коммуникациями. А такие исследователи женского поведения, как Д. Йаффе и Т. Питерс отметили также ряд особенностей в потребительском поведении женщин: активное участие в ведении домашнего хозяйства, стремление к росту качества жизни, частое использование рекламы и т.д [2].
Так, в сознании людей сложились некоторые гендерные стереотипы. Они являются социальным фактором и особенностью сенсорного восприятия мужчин и женщин. Данные стереотипы влияют на отношение и понимание поведения потребителей, а также на понимание самими потребителями рекламы как инструмента маркетинга, то есть в целом возможно управление потребительским поведением.
В настоящее время все более актуальным становится изучение социально-психологических факторов, которые лежат в основе гендерных ролей и стереотипов. Гендер постепенно становится способом эффективного продвижения товаров и услуг на рынке. Если рассматривать с позиции исследователей потребительское поведение, то их в основном интересует измерение и анализ всех возможных ролей женщин и мужчин, что может помочь в построении маркетинговых программ [7].
Согласно исследованиям Ю.В.Сорокиной и Е.Б. Мишиной большая часть (85%) всех потребителей представлена женщинами. Авторами также отмечена тенденция современности, согласно которой женщины склонны отходить от привычных ролей хозяйки и домработницы, они ориентируются на успешных, независимых, самостоятельных женщин. Поэтому женщины предпочитают товары, которые будут подтверждать их успешность и статусность [6].
С точки зрения исследователей Н. Минтона и Д. Шнайдера, мужчины более целенаправленны в своих действиях, их поведение более логично и обосновано, женщины же, в свою очередь, более импульсивны и склонны к влиянию различных стимулирующих факторов (отношения, которые возникают во время обслуживания и т.д.). Авторы также отмечают, что воздействуя на эмоциональную сферу женщин, можно регулировать и контролировать их передвижение по торговому центру, расставляя эмоциональные «якоря», которые будут мотивировать их двигаться в нужном направлении.
Согласно мнению некоторых ученых, описываемые особенности связаны не только с гендером и гендерными ролями и стереотипами, они также берут свое начало на физиологическом уровне, затрагивая биологический пол человека.
Реклама как особый инструмент маркетинга, ориентированная на мужчин и женщин, должна различаться по содержанию базовых компонентов: а) атрибуты рекламы и б) ценности.
Рассмотрим для начала атрибуты рекламы. Проведено большое количество исследований в данной области, и обобщая все полученные результаты можно сделать следующие выводы:
1) Мужчинам более приятна реклама неярких и ненасыщенных оттенков, так как для мужчин в большей степени важно само сообщение и информация. Для женщин же реклама в большей степени должна быть яркой, полноцветной, так как для женщины большое значение имеют оттенки, насыщенность, разнообразие и яркость цветов [10].
2) Для женщины будет проще воспринимать большое количество персонажей и объектов в рекламном сообщении. Это связано с особенностями женского восприятия и внимания, которые могут удерживать в зоне внимания несколько предметов в одно время. Мужчина же, при наличии большого количества объектов одновременно, может просто не заметить рекламируемый объект.
3) Женщина способна воспринимать более широкий диапазон частот и невербальные сигналы (жесты, мимику, интонацию). Мужчины же лучше воспринимают информацию зрительно, поэтому для них лучше сообщение прописать текстом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Существуют гендерные особенности потребительского поведения, которые могут использоваться психологами и маркетологами для увеличения количества продаж, стабилизации рынка, регуляции потребительского поведения.
2. Согласно многочисленным исследованиям для мужчин в большей степени характерно логически обоснованное, рациональное потребительское поведение. Женщины же, напротив, руководствуются в большей степени эмоциями, для них важна упаковка, межличностный контакт в процессе совершения покупок. Мужчины в большей степени обращают внимание на характеристики товара, женщины – на внешний облик, возможности, предоставляемые данным товаром.
3. Исследователи отмечают следующие обобщенные особенности мужского потребительского поведения: ориентир на статус, четкость, склонность реже передавать информацию о продукте, небольшая увлеченность коммерческими коммуникациями. В потребительском поведении женщин преобладает активное участие в ведении домашнего хозяйства, стремление к росту качества жизни, частое использование рекламы и т.д.
1. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы. // Вопросы психологии.-2000.- №6
2. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. -1998.-№3
3. Данилова А.Г., Матвеева А.Г. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях// Психол. журнал.-2000.- Г.21 №4
4. Дударева А.А. рекламный образ: мужчина и женщина - М.-2003.нал.-2000.- Г.21 №4
5. Каримова К.М. Этнокультурные особенности восприятия рекламы//Вопросы психологии.-2003.-№6
6. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2000, 154 стр.
7. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г.Панкратов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин – М.: Информационно–внедренческий центр «Маркетинг», 2001–364 с.
8. Семенова М.А. Гендерные стереотипы потребления российского студенчества: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Семенова Марина Александровна;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2014.- 156 с.
9. Шапошникова В.А. Формирование рынка услуг маркетинговых исследований: Дисс…канд. экон. Наук. – Екатеринбург, 2013. – 256 с.