Коррекционно-развивающая программа на тему: Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»
Список используемой литературы
Коррекционно-развивающая программа на тему: Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет творческое мышление. Творческое мышление в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.
Вместе с тем проблема развития творческого мышления хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах творческое мышление можно определить как мышление – это способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью творческого мышления является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
Проблема развития творческого мышления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.
Как показали исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна и других, творческое мышление выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»
Пояснительная записка.
Актуальность.
На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, особое внимание на те слабые стороны, которые чаще всего можно наблюдать у детей.
У многих детей при недостаточном уровне развития познавательных процессов слабо развиты навыки сотрудничества, часто наблюдается боязнь ошибочных шагов, неуверенность в собственных силах, что ведет к нарастанию тревожности и необоснованных беспокойств по поводу предстоящего обучения. Так же у значительного количества дошкольников наблюдается дефицит развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, слабая пространственная ориентация и ориентация на плоскости, что может вызвать затруднения при овладении навыками письма и чтения в школе.
Все это может стать предпосылкой к возникновению у ребенка синдрома хронической неуспешности и негативно повлиять на качество обучения в школе, привести в будущем к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей.
Как отмечает А.Л. Венгер, хроническая неуспешность — психологический синдром, складывающийся в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых ребенком. Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, могут быть различными: недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения, нарушение обучаемости (задержка психического развития), несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка, повышение уровня тревоги, завышенные ожидания родителей и педагогов. Риск возникновения синдрома хронической неуспешности появляется тогда, когда родители особенно неозабочены достижениями ребенка и оценивают его по его неуспешности в деятельности, усугубляется, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.
Под влиянием оценок взрослых у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, снижается самооценка. Естественные следствия высокого уровня тревоги - это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, "как будет плохо, если у меня снова ничего не получится", отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными, т.е. ухудшение и дезорганизация деятельности. Так складывается своеобразный порочный круг: нарушения деятельности ведут к неуспеху, неуспех порождает тревогу, тревога дезорганизует деятельность ребенка, способствует закреплению неудач. Независимо от исходной причины, невнимание к проблемам ребенка со стороны взрослых может привести к появлению у ребенка пессимистического подхода к действительности и к развитию депрессивного состояния.
Для снижения уровня тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, важно обеспечить ребенку ощущение успеха. Это возможно благодаря выполнению "правил оценочной безопасности" (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Цукерман):
- достижения ребенка сравниваются не с абстрактным эталоном, а только с его же собственными прежними результатами;
- в каждой оцениваемой работе прежде всего выделяются удачные моменты и лишь затем могут быть указаны недостатки;
- при указании недостатков сразу же предлагаются конструктивные способы их исправления.
Особую актуальность профилактика синдрома хронической неуспешности приобретает в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки ребенка к школе, т.к. именно в этот период чаще всего запускается механизм развития синдрома хронической неуспешности у ребенка.
1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 165с.
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: Владос, 2001. – 133с.
5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Детство-Пресс, 2000. – 175с.