Интеграция детей с задержкой психофизического развития в массовую школу
Список использованных источников
Интеграция детей с задержкой психофизического развития в массовую школу
Начиная с 90-х годов, в Республике Беларусь формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. В сфере специального образования происходят существенные изменения, связанные со следующими факторами:
новое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья;
эффективное решение вопросов их социализации и интеграции;
обновление категориального аппарата в соответствии с международной практикой и тенденцией гуманистического подхода (понятия "дефект", "дефектология", "олигофрены", "дебилы" замещаются категориями "специальная (коррекционная) педагогика", "специальная психология", "дети с проблемами в развитии", "специальными нуждами", "с ограниченными возможностями здоровья" и т.п.);
расширение контингента детей, которые нуждаются в специальном образовании, специальной помощи и поддержке. Помимо традиционно относимых к категории детей с нарушением развития (слуха, зрения, речи, интеллекта) в сферу специального образования включают школьников массовых школ, испытывающих трудности в поведении, обучении, общении, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, а также одаренных детей, у которых свои сложности и проблемы;
появление новых типов образовательных учреждений, в которых оказываются образовательные и коррекционные услуги "проблемным" детям (коррекционные и реабилитационные центры, психолого-педагогические медико-социальные центры, семейные детские дома и т.д.);
изменение концептуальных основ специального образования, появление наряду с дифференциацией и совершенствованием 8 типов специальных (коррекционных) учреждений интеграции и интегрированного обучения (социальной и педагогической интеграции) и возможностью выбора родителями формы обучения и типа образовательного учреждения для своего ребенка;
разработка и внедрение стандартов специального образования и психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе обучения [1, с. 35].
1. Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Минск: НИО, 2003. – 232 с.
2. Назарова Н.М. интегрированное (инклюзивное образование): генезис и проблемы внедрения // Вестник МГПУ. – 2009. – №3. – С. 8–18.
3. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск.: Четыре четверти, 2007. – 208 с.
4. Гайдукевич, С.Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. – Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. – 144 с.