1. Формы работы по формированию элементарных математических представлений в специально организованной и нерегламентированной деятельности.
2. Содержание работы с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет) по формированию умений устанавливать отношения в сериационном ряде.
3. Составить серию игр, игровых упражнений по ориентированию детей 1-й младшей и II-й младшей групп в пространстве «на себе» и «от себя», ознакомления с пространственными ориентировками впереди, сзади, рядом, сбоку; на листе бумаги
Список использованных источников
Приложения
1. Формы работы по формированию элементарных математических представлений в специально организованной и нерегламентированной деятельности.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность. Дидактический материал в нашей группе доступен для детей и постоянно пополняется. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования. Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей, или занятия по математике в детском саду (как они названы в последних программных документах), строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.
2. Содержание работы с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет) по формированию умений устанавливать отношения в сериационном ряде.
Сериация (упорядочивание множества) осуществляется на основе выявления некоторого признака предметов и их распределения в соответствии с этим признаком. Основными характеристиками упорядоченного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (или убывания значения) признака, на основе которого строится ряд. Например, если из двух объектов меньший всегда должен предшествовать большему, то множество упорядочивается в направлении от самого меньшего к самому большому элементу. Так, ленты раскладывают от самой короткой к самой длинной.
Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет:
• выявить отношения порядка;
• установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий — меньше следующего (или наоборот);
• установить взаимнообратные отношения: любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (или наоборот);
• открыть закономерности следования и порядка.
Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов.
Для выполнения сериации необходимо:
• выявить основание сериации, т. е. выделить признак (конкретную величину), по которому необходимо упорядочить предметы (размер, длина, масса и пр.);
• определить направление ряда (по нарастанию или по убыванию величины).
3. Составить серию игр, игровых упражнений по ориентированию детей 1-й младшей и II-й младшей групп в пространстве «на себе» и «от себя», ознакомления с пространственными ориентировками впереди, сзади, рядом, сбоку; на листе бумаги
Ориентировка в пространстве «на себе» и «от себя»
Игра "Солнышко"
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Игра "Скульптор"
Оборудование: макет игрушки Буратино.
Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
1. Белошистая, А. В. ст. Игровая ситуация на занятиях по математике. // Дошкольное воспитание. М.: «ВЛАДОС», 2007. № 10.
2. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. М.: «Просвещение», 2005. 215 с.
3. Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М.: Академия, 2001
4. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. Пособие. / Е. И. Щербакова. – М.: «Академия», 2004. 272 с.