Сравнение коммерческой тайны Республики Беларусь и Германии
Список использованных источников
Сравнение коммерческой тайны Республики Беларусь и Германии
Коммерческая тайна как социальное, а затем юридическое явление имеет ту же древнюю историю, что и товарные (рыночные) отношения. Цели получения прибыли и в некоторых случаях прямого выживания диктуют необходимость ограничить доступ как минимум к двум категориям информации: начальная цена (цена приобретения) перепродажных товаров; технологические особенности выпускаемой продукции, делая ее привлекательной для рынка.
Стоит отметить, что историческая информация, классифицированная как коммерческая тайна, по-прежнему действует сегодня, учитывая все особенности современности. Таким образом, маловероятно, что тот, кто занимается продажами, расскажет о начальной цене своих товаров и раскроет технологические, секреты производства.
В целом концепция коммерческой тайны (ноу-хау и т. д.) в законодательстве разных стран, направленных на защиту прав предпринимателей, стала использоваться в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.
В законодательстве Республики Беларусь это понятие появилось сравнительно недавно, что, естественно, было связано с появлением и развитием предпринимательства в стране.
Однако следует отметить, что предпосылки для признания коммерческой тайны в праве суверенной республики возникли даже при существовании СССР.
В Беларуси концепция коммерческой тайны была зафиксирована 14 декабря 1990 года в Законе «О предприятиях», где в гл. 27 под торговой тайной предприятия понимали информацию, которая не является государственной тайной, связанной с производственной, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, раскрытие (передача, утечка) которого может нанести ущерб его интересам.
Основываясь на анализе развития белорусского законодательства, регулирующего коммерческую тайну, многие авторы идентифицируют три этапа нормативного формирования института коммерческой тайны в республике.
1. Бержье Ж. Промышленный шпионаж. М.: Международные отношения, 1972.
2. Варламова А. Н. Конкурентное право России. М., 2008.
3. Василенко Л. А. Рынок информационных услуг. М.: РАГС при Президенте РФ. Издательство РАГС. 1996.
4. Глазов В. В. Правовое обеспечение режима коммерческой тайны в трудовых отношениях. М.: ИД «Деловой мир». 2008.
5. Городов О. А. Интеллектуальная собственность предпринимателя // Коммерческое право. В 2 ч.: Учебник / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. 3-е изд. Ч. 1. М.: Юристь, 2004.
6. Долгополов Ю. Б. Предпринимательство и безопасность. М., 2005.
7. Евтеев В. С. Возмещение убытков как вид ответственности в коммерческой деятельности. М., 2005.
8. Еременко В. И. Конкурентное право Российской Федерации. М., 2001.
9. Зенин И. А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебно-практическое пособие. М.: МЭСИ, 2001.
10. Казакевич О. Ю., Конев Н. В., Максименко В. Г. и др. Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов. М.: МГУ, 1992.
11. Клеандров М. И., Шохина Т. С. Оперативные меры защиты прав предприятий и производственных объединений. М., 1985.