ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность, содержание и виды стилей лидерства. Вождизм
2. Система стилеобразующих факторов и факторы, обусловливающие индивидуальный стиль лидерства. Ситуационная зависимость стиля лидерств
3. Уровни изменений и стили лидерства
4. Система оценок стилей лидерства
5. Влияние различных стилей лидерства
6. Практическое задание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема лидерства уже давно интересует исследователей, прежде всего своими прикладными аспектами в сфере эффективного управления, применительно к различным областям общественной жизни.
Феномен лидерства определяют целый ряд взаимодействующих составляющих, среди важнейшими из которых являются: психологические свойства и характеристики личности лидера, социально-психологические взаимодействия членов малой группы, особенности ситуации развития малой группы и те задачи, которые подлежат решению в данный период.
1. Сущность, содержание и виды стилей лидерства. Вождизм
Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций [1, с. 10].
Лидерство – это процесс, посредством которого человек влияет на других для достижения цели и направляет организацию таким образом, чтобы сделать ее более сплоченной и последовательной. Лидеры осуществляют этот процесс, применяя свои лидерские качества, такие как убеждения, ценности, этику, характер, знания и навыки. Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей [2, с. 18].
Стиль лидерства – это привычная манера поведения лидера по отношению к окружающим, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей.
Понятие стиля лидерства подразумевает некую отличительную модель осуществления человеком своих руководящих функций, определяющуюся своеобразием его поведения и построения отношений с близким кругом людей и подчиненными, особенностями принятия решений и многими другими факторами [4, с. 50].
Основная задача лидера – стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Стиль лидерства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль лидерства данного руководителя.
Стиль лидерства отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам.
Стиль лидерства подразумевает взаимодействие и взаимоотношение, складывающееся между лидером и членами коллектива/группы. Лидером невозможно стать, если члены группы не признали за человеком качества превосходства.
2. Система стилеобразующих факторов и факторы, обусловливающие индивидуальный стиль лидерства. Ситуационная зависимость стиля лидерств
Под стилеобразующим фактором понимается сочетание близких по своему содержанию понятий, которые обусловливают формирование стиля управления [4, с. 58].
Под системой стилеобразующих факторов понимается совокупность стилеобразующих факторов, определяющих формирование и развитие хотя бы одного из его компонентов.
Различают три взаимосвязанные стороны стиля – факторы формирования (общие, особенные, единичные).
Общие факторы представляют форму организационных отношений по согласованию движения технико-технологических средств производства. Этот аспект стиля определяется тем, как используются организационно-распорядительные методы управления, техника личной работы, технология управленческого труда. Общие факторы выступают и как отражение развития и использования организационной техники – технических средств управления: стиль технологического управления (управление режимами работы оборудования), технический контроль качества изготовления продукции и пр.
Общие (объективные) факторы:
– упорядоченные требования общества;
– возможности управленческого процесса;
– открытость и качество и состояние различного рода информации;
– черты-характеристики глобальных управленческих объектов: территориальность, историзм, национальные черты и традиции [5].
Отдельные компоненты отношений в системе управления составляют стиль на личностном уровне руководителя (вместе с единичными факторами) и системы управления (вместе с общими факторами).
Среди особенных факторов выделяют:
– степень удовлетворенности трудом;
– сложившиеся внутригрупповые взаимоотношения;
– инструментальная организация труда;
– удовлетворенность заработной платой и мотивацией труда;
– методы управления руководителя в тех или иных ситуациях.
К числу наиболее значимых для стиля лидерства единичных (субъективных) факторов относятся: личностные качества руководителя, и индивидуальные специфические факторы: авторитет, личный опыт, стиль работы, затратность рабочего времени, управленческая культура.
Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей – следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления [3, с. 83].
3. Уровни изменений и стили лидерства
Лидерство необходимо в тех ситуациях, когда требуется на что-то повлиять, т. е. в ситуациях изменения. Стиль лидерства может быть связан с логическим уровнем, на котором осуществляется попытка изменения. Другими словами, в зависимости от того, на каком уровне изменения сфокусировано влияние, требуется тот или иной стиль лидерства. На пути достижения желаемого состояния лидер направляет свое влияние на различные уровни научения и опыта. Таким образом, он может использовать несколько стилей лидерства, в зависимости от цели и стадии реализации задачи или проекта и от необходимой степени активности или рефлексивности со стороны лидера [3].
Например, в некоторых ситуациях лидер может захотеть от своих сотрудников проявления большей активности, так чтобы они действовали, опираясь на собственные навыки и знания. В этом случае он может использовать стиль «менеджмент исключений» и направить свое влияние в первую очередь на то, что окружает и поддерживает деятельность сотрудников, вмешиваясь только в тех случаях, когда они сталкиваются с какими-то трудностями.
4. Система оценок стилей лидерства
К системам оценок стиля лидерства относятся:
1. Сравнительная оценка стилей лидерства по качествам руководителя. Она проводится путем сравнения фактических рангов качеств менеджера (по оценкам их а баллах) и рангов по экспертному ряду. Функции менеджера регламентированы его местом в системе управления. В соответствии с этим регламентированы и требования к его качествам. Одни из них являются первостепенными, другие имеют меньшее значение. Субординация этих функций не постоянна. Соотношение между ними зависит от значимости решаемых задач. Однако для установившегося процесса управления характерна определенная устойчивость значимости функций и стиля управления. Поэтому можно зафиксировать экспертным методом приоритет требований к качествам руководителя [7].
5. Влияние различных стилей лидерства
Лидеру важно более осознанно и более гибко использовать свой стиль лидерства. Одним из принципов лидерства и коммуникации является то, что определенные стили лидерства и коммуникативные стратегии могут оказаться эффективными в одном контексте и неэффективными – в других.
Один из факторов, влияющих на выбор коммуникативной стратегии и стиля лидера, связан с культурой его сотрудников. Культура часто складывается из аксиом и правил. Правила устанавливают ограничения и отражают убеждения и ценности. Лидеру важно, во-первых, идентифицировать ограничения, убеждения и ценности и обращаться к ним, а во-вторых, подумать, какие аксиомы связаны с его собственным стилем и стилями других людей [7].
Другой фактор, оказывающий влияние на коммуникативную стратегию и стиль лидера, – логический уровень, к которому относятся изменения, необходимые для достижения цели. Например, к вопросам на уровне ценностей и этики следует подходить не так, как к вопросам на уровне поведения и процедур. В то время как на уровне поведения наиболее эффективным подходом может стать прояснение и направление коммуникации, к вопросам на уровне ценностей лучше подходить не прямо.
Прямые высказывания на тему ценностей и этики могут быть восприняты как «нравоучение». В этом случае «действия будут говорить больше слов». Таким образом, ценности часто сообщаются более эффективно путем метасообщений, отношений и взаимодействий, не связанных прямо с конкретной задачей. Аналогичным образом, факт изменения на уровне ценностей и этики имеет достаточно косвенные индикаторы, такие как качество отношений между людьми и действия, которые могут быть прямо не связаны с выполняемой задачей [5, с. 62].
6 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Бланк методики «Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)»
1. При принятии важных решений вы:
a) посоветуетесь с коллективом;
b) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;
c) примете решение единолично.
2. При организации выполнения задания:
a) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;
b) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;
c) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.
3. При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:
a) будете жестко контролировать каждого из них;
b) доверите осуществление контроля самим подчиненным;
c) посчитаете, что контроль не обязателен.
4. В экстремальной для коллектива ситуации:
a) будете советоваться с коллективом;
b) возьмете все руководство на себя;
c) полностью положитесь на лидеров коллектива.
5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:
a) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
b) будете общаться, в основном если к вам обратятся;
c) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.
6. При управлении коллективом:
a) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
b) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;
c) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидер – это человек, который влияет на группу людей для достижения цели, в то время как лидерство – это искусство мотивации группы людей действовать для достижения общей цели. Стиль лидерства представляет собой философию, навыки и установки лидеров на практике. Обязанности лидера, конкретная ситуация и последователи являются факторами, которые будут определять соответствующий стиль руководства.
Есть лидеры, которые не чувствуют себя комфортно, работая в ситуациях, когда многие их последователи участвуют в принятии решений. И есть работодатели, которые просто не знают, как взять на себя ответственность. Некоторые проблемы требуют немедленного решения от лидеров без какого-либо вклада со стороны последователей. Ситуация определит конкретный стиль взаимодействия, который будет использоваться лидером.