1. Введение
2. Основная часть
2.1 Определение понятиям «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка
2.2 Охарактеризовать особенности ребёнка с нарушениями зрения
2.3 Охарактеризовать коррекционную направленность процесса обучения детей с ОПФР
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т. д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» - установленная мера, средняя величина чего-либо.
Учёные занимавшиеся изучением детей с ОПФР, такие как: В. М. Сорокин, Е. С. Слепович, И. Ю. Левченко, М. М. Семаго, С. Д. Замбрамная, И. И. Мамайчук, В. Г. Петрова, В. Г. Калягин.
Коррекционная направленность для детей с ОПФР раскрывает педагогическую работу учителей дефектологов и воспитателей.
2.1 Определение понятий «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Аномалия — отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы.
Норма — установленная мера, средняя величина чего-либо. Существуют критерии разграничения понятий «норма» — «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки. Наиболее подробно выделил критерии нормы — аномалии английский психиатр М. Раттер.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma) — установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.
В практической психологии и педагогике сегодня широко используемыми являются понятия:
1) предметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);
2) социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;
3) индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).
Категория норм, психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.
2.2 Охарактеризовать особенности ребёнка с нарушениями зрения
Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Для ребенка особенно важно чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни.
Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.
Слепорожденный не может знать зрительных признаков, глухой от рождения не познает звучащего мира. При частичном зрительном поражении наблюдается обеднённость зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.
Для понимания возникающих в результате сенсорного дефекта отклонений в развитии ребенка, необходимо учитывать, что оно осуществляется по тем же закономерностям, что и в норме. Выпадение тех или иных функциональных звеньев в органическом единстве психики приводит к нарушению связей и отношений с окружающим миром, к неадекватному отражению действительности.
Внутрисистемные нарушения или недоразвитие какой-либо сенсорной функции в условиях понимания последствий и созданных с учетом этого правильных условий медико-педагогической коррекции во многом может предупредить возникновение отклонений в психофизическом развитии.
Процесс чувственного познания на два составных этапа:
1) формирование ориентировочных действий различения, опознания, называния;
2) развитие интеллектуальных умений дифференцированного анализа воспринимаемых признаков и аналитико-синтетической деятельности по контролю над процессом ориентации;
Особенности аналитической деятельности слабовидящих детей проявляются замедленности восприятия, в недостаточности умений обозревать зрительно-пространственные признаки и отношения. Это особенно отчетливо наблюдается, когда узнавание предметов и выделение признаков ограничено во времени и условия восприятия для зрения не созданы с учетом его возможностей.
2.3 Охарактеризовать коррекционную направленность процесса обучения детей с ОПФР
Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.
Дети с проблемами в развитии с трудом овладевают учебной деятельностью вследствие ряда причин:
– качественного своеобразия структуры дефекта, его количественных проявлений;
– сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема, переработки, хранения, и использования информации;
– недоразвития речи;
– трудностей социальной адаптации;
– особенностей воздействия микросоциальной среды. Педагогических процесс должен строиться как с учетом названных недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей [3, с. 211].
Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Глухие и слабослышащие детей раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: детский сад компенсирующего вида для глухих и/ или для слабослышащих детей; детские сады комбинированного вида; дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей.
В содержании коррекционно - педагогической работы выделяются несколько разделов, каждый из которых включает решение коррекционных, направленных задач: Раздел «Развитие речи», развитие слухового восприятия и обучения произношению, формирование элементарных математических представлений, формирование игровой деятельности, изобразительной и конструктивной деятельности, рудовое воспитание, ознакомление с окружающим миром, музыкальное воспитание.
Коррекционная направленность обучения детей с нарушениями зрения
Дошкольное образование детей с нарушенным зрением для детей с нарушениями зрения открываются: детские сады, ясли сады и дошкольные группы для слепых детей; детские сады, ясли сады и дошкольные группы для слабовидящих детей; детские сады, ясли сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией; специальные дошкольные учреждения комбинированного вида.
Заключение
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д.
В коррекционной работе дети с ОПФР испытывают значительные трудности, коррекция которых занимает важное место реабилитационной и коррекционной работе.
1. Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения. Дефектология. - 1998.
2. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
3. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Семенович. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
4. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие/ О.В.Трошин, Е.В.Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.
5. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии/ Н.М.Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б.Трофимова, Т.Ф.Пушкина. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.