Введение
1. Проблема сознания
1.1 Основные подходы к анализу проблемы сознания
1.2 Структура сознания
1.3 Индивидуальное и общественное сознание
2. Формы стратификации
2.1 Исторические формы стратификации: рабство, касты, сословия, классы
2.2 Понятия социального класса, социальной группы, социального слоя
2.3 Социальная структура современного белорусского общества
3. Общественная власть
3.1 Сущность и классификация общественной власти
3.2 Легитимность власти
3.3 Источники, формы исполнения, средства и методы осуществления общественной власти
Заключение
Список использованной литературы
Поведение человеческой натуры сложно предсказать, в отличие от природных процессов. Поэтому, изучается сознание человека, которое уникально для отдельной личности. О человеке можно судить о речи и его действиях, но он может скрывать свои переживания. Эти моменты пытаются описать, применяя социально-гуманитарные науки. В изучении данных наук важным является постижение смысла исследуемых объектов: поступков людей, социальных процессов, различных текстов и высказываний. Умение человека уверенно говорить, вести за собой людей может указывать на будущего прекрасного политика. Анализ различных слоев общества помогает определить вероятность появления конфликтов, социальных катаклизмов, революций. Таким образом, рассматриваемые в контрольной работе вопросы являются актуальными в наше время.
Объект исследования – общество в системе социально-гуманитарных наук. Предмет исследования – проблемы сознания, социальная стратификация, общественная власть.
Цель исследования – описать проблему сознания, общественную власть, формы социальной стратификации.
Задачи, решаемые в ходе контрольной работы:
– охарактеризовать структуру сознания, основные подходы к анализу проблемы сознания;
– рассмотреть исторические формы стратификации, социальную структуру современного белорусского общества;
– раскрыть сущность общественной власти.
В первом разделе контрольной работы рассмотрены вопросы проблемы сознания, во втором – социальной стратификации общества. В третьем разделе представлена характеристика общественной власти.
Для написания контрольной работы использовались нормативный акт Республики Беларусь, специальная литература, ресурсы сети Интернет.
1. Проблема сознания
1.1 Основные подходы к анализу проблемы сознания
В наше время наука добилась значительных успехов в понимании поведения и принципов функционирования головного мозга. Некоторые деятели наук полагают, что прогресс достигнут и в понимании сознания.
На сегодняшний день существуют следующие основные подходы к сознанию:
– эволюционный – рассмотрение сознания в свете развития живой материи;
– материалистический (или физикализм, в философии) – сознание рассматривается не как самостоятельная субстанция, а как продукт материи, поэтому его можно исследовать в рамках физики и других естественных наук;
– когнитивный – сознание является синонимом мышления;
– информационно-процессуальный – как особое качество материи сознание развивается в культуре и обществе, превращаясь в саморазвивающуюся систему;
– социологический – сознание есть социально-исторический факт;
– экологический – связь человека и биологического мира понятна, но она осознается только тогда, когда входит и входит в сферу собственно человеческого, а также включается в общественное сознание и охватывается культурой;
– семиотический – подход, в котором исследуются знаковые средства сознания [2, стр. 47].
Следует упомянуть, что в настоящее время выделяется такой термин, как «трудная проблема сознания» – проблема пояснения того, каким об-разом какая-либо физическая система способна порождать субъективный опыт. Данное понятие включает в себя два самых важных вопроса: почему мозг порождает сознание и каким образом мозг порождает сознание? Термин был введен в 1995 г. австралийским философом Д. Чалмерсом.
К легким проблемам относятся те, которые при исследовании сознания можно решить с помощью стандартных научных методов. Эти методы объясняют какова структура сознания, что оно делает и как изменяется с течением времени. Трудная проблема появляется в том случае, когда вопрос формулируется как «почему существует сознание?», так как ответы на вопрос выходят за пределы применения некоторых научных методов.
Британский психолог Дж. А. Грей выделяет четыре подхода к анализу проблемы сознания:
– наивный подход, предполагающий, что сознательный опыт является основанием для решения всех остальных проблем, а потому не представляет собой никакой проблемы. Даже те, кто полагает, что существование сознания является серьезной проблемой, в жизни придерживаются этого подхода, так как иначе они столкнулись бы с трудностями в выполнении повседневных дел;
– нормальная наука. Этим подходом руководствуются многие деятели наук, несмотря на то, что ученые не занимаются специально изучением сознания, а, например, а философы могут уделять этому достаточно много внимания. Все придерживающиеся данного подхода считают, что сознание со временем может быть объяснено без особой сложности в рамках концепций, созданных в когнитивной науке, нейронауке, вычислительной науке и др. Для этого необходимо больше узнать о принципах работы мозга и контролем мозга поведения человека в окружающей среде. Не-смотря на то, что изучение этих вопросов экспериментально и теоретически сложно, они могут быть решены также, как и другие проблемы, которые решаемы нормально наукой. Соответственно, представители данного подхода исключают, как таковое, существование трудной проблемы со-знания;
2. Формы стратификации
2.1 Исторические формы стратификации: рабство, касты, сословия, классы
Стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества. С появлением раннего государства стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации и демократизации смягчается. Выделяются четыре главные исторические формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три представляют собой закрытые общества, последняя – открытые.
Рабство есть исторически первая система социальной стратификации. Рабство представляет собой экономическую, социальную и юридическую форму закрепощения людей, которая граничит с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Выделяются две исторические формы рабства:
– патриархальное – раб обладал всеми правами младшего члена семьи;
– классическое – раб считался собственностью хозяина.
Каста – социальная группа, членством в которой определялось рождением человека. Кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Классическим примером кастового общества является Индия, где кастовое положение индивида закреплено индуизмом: рождение в определенной касте зависит от поведения в предшествующей жизни. В Индии существуют четыре основные касты:
– брахманы (священники);
– кшатрии (воины);
– вайшии (купцы);
– шудры (рабочие, крестьяне).
Кроме перечисленных насчитывается еще около 5 тысяч неосновных каст. Особо стоит сказать про неприкасаемых. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.
Сословие – социальная группа, которая обладает закрепленными обычаями или юридическим законом, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной иерархии являлась Европа, с выделяющимися в ней высшим сословием (дворянство, духовенство), а также непривилегированным третьим сословием (ремесленники, купцы, крестьяне).
В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности сословий определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной, а членство в сословии определялось наследством. В противоположность кастам допускались межсословные браки.
Разрушив феодально-сословную систему, промышленная революция XVIII–XIX вв., привела к формированию классового строя. Благодаря ускоренному развитию промышленности привело на активную позицию выдвинулась мелкая буржуазия, к которым относятся предприниматели, коммерсанты, купцы.
3. Общественная власть
3.1 Сущность и классификация общественной власти
Власть в общеупотребительном смысле понимается как способность и возможность лица, группы лиц, отдельных объединений, государственных и общественных органов и организаций, общественных институтов или государства отражать и «осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей» с помощью определенных средств.
Власть в самом широком смысле называют общественной или социальной: она возникает и существует только между людьми и создаваемыми ими общественными и государственными органами и организациями [4, стр. 184].
Существует множество типологий власти:
– в зависимости от способа организации: монархическая и республиканская;
– по сферам управления: государственная, партийная, профсоюзная;
– по функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная;
– по характеру использованных ресурсов: экономическая, политическая, социальная, культурно-информационная и принудительная;
– в зависимости от политического режима: демократическая, авторитарная и тоталитарная;
– по доминирующему субъекту власти: автократическая (самодержавная), олигархическая и самоуправленческая;
– по правовому признаку: законная (легальная) и незаконная (нелегальная).
– с точки зрения признания власти обществом: легитимная и нелегитимная [3, стр. 16].
3.2 Легитимность власти
Легитимность власти – общественное признание власти и ее права на управление, доверие к ней граждан, согласие подчиняться ее требованиям. М. Вебер в зависимости от мотивов подчинения выделил три главных типа легитимности власти:
– традиционная легитимность (основана на обычаях и привычке повиноваться власти);
– харизматическая легитимность (основана на вере в исключительные, экстраординарные, сверхъестественные качества лидера);
– рационально-правовая (демократическая) легитимность (власть является
легитимной, потому что она избрана на основе действующего законодательства).
Легитимность власти тесно зависит от ее эффективности.
Эффективность власти есть ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе в максимально короткие сроки с минимальными затратами. В современных условиях легитимность и эффективность власти являются важнейшими условиями ее стабильности [3, стр. 16].
Заключение
В завершении контрольной работы сделаем обобщающие выводы:
Вопросами изучения сознания занимались многие иностранные и за-рубежные ученые, каждый из которых структурировал данное понятие исходя из различных критериев.
В ходе исследования проблем сознания могут возникнуть спорные вопросы, которые невозможно решить с помощью стандартных научных методов. В этом случае говорят о возникновении «трудной проблемы со-знания». Постижение трудной проблемы может выходить за пределы обычного понимания окружающего мира.
Сознание помогает человеку подстраиваться под постоянные изменения внешнего мира посредством постоянного контакта с окружающими людьми, то есть обществом.
Общество разделяется на отдельные страты, или социальные слои, которым присущи неравенство уровней доходов, престижа профессии, образования, властных полномочий и другие критерии. Такое разделение называется социальное стратификацией.
В настоящее время социальной структуре белорусского общества присущи тенденции современного развитого промышленного государства: увеличивается доля городского населения, повышается уровень образованности, происходит формирование среднего класса. А социальная система Республики Беларусь является достойной и стабильной среди стран СНГ.
Кроме того, было выяснено, что власть в широком смысле понимается как общественная или социальная, поскольку возникает, а также существует только между людьми и создаваемыми ими общественными и государственными органами и организациями.
Власть выступает в качестве регулятора отношений между гражданами страны. Это делается с целью недопущения крупных конфликтов, гибели людей и развала общества.
1. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З
2. Мигуренко Р.А. Междисциплинарный аспект в философском анализе проблемы сознания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Томск, 2008. № 3(4)
3. Козляков В. Е. Политология. Обязательный модуль: тексты лекций для студентов инженерно-технических, химико-технологических и экономических специальностей – Минск: БГТУ, 2016.
4. Обществознание. 4-е издание / Под ред. Марченко М. Н. – Москва: Проспект, 2015.
5. Социология / Под ред. Водопьянова П. А. – Минск: БГТУ, 2008.
6. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова – М.: Издательство НОРМА, 2002.
7. Философия / Под ред. Алексеевой Л. О. – Донецк: ДонНТУ, 2010.
8. Проявления власти [Электронный ресурс] / Электронная библиотека. – Режим доступа: http://libraryno.ru/proyavleniya-vlasti-politolog
9. Психологическая структура сознания [Электронный ресурс] / Мед-портал.com. – Режим доступа: http://xn--80ahc0abogjs.com/professiyu-psiholog-vvedenie/ psihologicheskaya-structura-soznania.html
10. Социальная структура белорусского общества: тенденции развития [Электронный ресурс] / Альманах «Страницы истории Белоруссии». – Режим доступа: http://litvin.org/2014/03/socialnaya-struktura-belorusskogo-obshhestva-tendencii-razvitiya
11. Социальный класс [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_класс
12. Трудная проблема сознания [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трудная_проблема_сознания