1 Характеристика форм коллективного предпринимательства
2 Понятие прибыли, выручки и затрат на производство в предпринимательстве
3 Характеристика информационного и технического обеспечения предпринимательства
Список использованных источников
1 Характеристика форм коллективного предпринимательства
Коллективное предпринимательство имеет в своем составе следующие формы:
1) Предпринимательство без образования юридического лица;
2) Предпринимательство с образованием юридического лица.
Рассмотрим их подробнее. Первая из данных форм является ничем иным, как предпринимательской деятельностью нескольких физических лиц, которые были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели [1, с. 20]. Данная деятельность осуществляется на основании различных гражданско-правовых договоров. Иными словами, данная форма выражена различными видами товариществ. Существуют следующие виды товариществ:
Негласное товарищество. Является самой простой формой осуществления коллективной предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Кроме того, это первый тип предпринимательского объединения [2, с. 204]. У участников данного объединения имеется общая цель, а также общий риск. Все сделки в негласном товариществе совершаются индивидуально каждым участником от своего имени, а также в своих интересах, под свою ответственность для некоторых третьих лиц. Но кроме того присутствуют некоторые общие интересы, некоторую общую ответственность и общий риск внутри негласного товарищества. В данном товариществе общего имущества может и не быть [2, с. 205].
Простое товарищество. В отличие от негласного товарищества, о существовании которого контрагенты его участников ничего не знают, простое товарищество наоборот предполагает, что существование данного товарищества от третьих лиц его участниками не скрывается. При этом третьим лицом, от которых скрывается факт осуществления совместной предпринимательской деятельности, может быть и государство.
В законодательстве Республике Беларусь простое товарищество не имеет статус юридического лица. В простом товариществе сохраняется достаточная правовая связь с участниками, которая и не позволяет признать за ним право самостоятельного хозяйствующего субъекта, ведь все его участники имеют значительные права и обязанности по отношению к имуществу товарищества. В простом товариществе всегда есть общее имущество, которое обособлено от иного имущества участников. Все полномочия по отношению к общему имуществу товарищи реализуют совместно, обязанности участников простого товарищества по отношению к такому имуществу также являются общими. Ответственность по обязательствам данного объединения также общая (зависит только от направленности товарищества – солидарная, либо долевая) [2, с. 206].
Коммандитное товарищество. В Республике Беларусь также возможно образование коммандитного товарищества без права юридического лица. Данный вид товарищества имеет все признаки обособления объединения от его участников (коммандитов). В данном объединении вместе с участниками, объединенными общими целями и интересами, владеющими общим имуществом товарищества, ведущими его общие дела, а также несущими общую ответственность по его обязательствам (простыми товарищами), присутствуют также коммандиты. Их участие в делах товарищества третьим лицам не разглашается. Коммандиты не участвуют в делах товарищества, однако у них есть доля в праве на общее с простыми товарищами имущество, ответственность по обязательствам товарищества в пределах внесенной в него доли [2, с. 207].
2 Понятие прибыли, выручки и затрат на производство в предпринимательстве
Выручка. Выручка является основным источником образования собственных финансовых ресурсов в предпринимательстве. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям: основному, инвестиционному, финансовому.
1) Выручка от основной деятельности – это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
2) Выручка от инвестиционной деятельности – это финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
3) Выручка от финансовой деятельности – это результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
С целью учета доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются: выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Операционными доходами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; прибыль, полученная организацией от совместной деятельности и др.
Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в помещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы; прочие внереализационные доходы и др.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. Поэтому для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выручку от выполненных работ и выручку от оказанных услуг промышленного и непро¬мышленного характера.
3 Характеристика информационного и технического обеспечения предпринимательства
На современном этапе развития общества информационная сфера играет довольно большую роль, включающую в себя многочисленные блоки разнообразной информации, информационные структуры, а также субъекты, занимающиеся сбором, формированием, распространением и использованием различных информационных ресурсов.
Неправомерный доступ к коммерческой, банковской тайне может нанести организации значительный материальный ущерб, а также испортить ее репутацию на рынке. Для того чтобы обезопасить предприятие от утечки информации, необходимо разработать локальные акты, положения о конфиденциальной информации, перечни сведений, не подлежащие разглашению и т.д.
Объект и субъекты системы информационного обеспечения предпринимательства довольно тесно взаимосвязаны. Кроме того, в качестве объекта системы информационного обеспечения выступает довольно стабильное экономическое положение субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами информационного обеспечения являются информационные и иные ресурсы: финансовые, материально-технические, кадровые и др.
Выделяют две группы обеспечивающих информационное обеспечение предпринимательства субъектов: внешние и внутренние. К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные информационно обеспечивать всех участников предпринимательских и иных отношений; причем их деятельность не может полностью контролироваться самими предпринимателями. Данные органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской активности в различных ее аспектах и гарантируют стабильность информационных отношений в интересах всех граждан страны.
Внутренними субъектами являются лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите информационной безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные специалисты и консультанты, оказывающие информационные услуги в целях защиты предпринимательской деятельности.
Администрация предприятия осуществляет информационное обеспечение собственной деятельности на основе определенной стратегии и тактики. Стратегия информационного обеспечения предпринимательства предполагает долгосрочный подход к достижению цели. Она должна включать прежде всего систему превентивных мер по защите конфиденциальной информации, реализуемую через регулярную, непрерывную работу структурных подразделений организации по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с документацией и т.п. Может быть выработана также стратегия реактивных мер, основанная на применении ситуационного подхода и реализуемая через систему мероприятий, специфических для данной ситуации.
1. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. – М.: МФПУ Синергия, 2016. – 464 c.
2. Грядов, С.И. Организация предпринимательской деятельности / С.И. Грядов. – М.: Колос, 2003. – 255 с.
3. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 224 c.
4. Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник / М.Г. ЛапустА. – М.: -ИНФРА-М, 2002. – 550 с.
5. Самарина, В. П. Основы предпринимательства / В.П. Самарина. – М.: ООО «ТНТ», 2012. – 292 c.
6. Наумов, В. Н. Основы предпринимательской деятельности: учебник / В.Н. Наумов. – Москва: ИЛ, 2016. – 366 c.
7. Осипов, Ю.М. Основы предпринимательского дела: учебник / Ю.М.ОсиповА. – М.: Изд-во БЕК, 2006. – 240 с.
8. Симонов, Ю.Ф. Информационные технологии в экономике / Ю.Ф.Симонов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.