1. Охарактеризовать период подросткового возраста. Указать особенности данного возраста, которые необходимо учитывать процессе подготовки и проведения экскурсии
2. Раскрыть сущность понятия «конфликт». Перечислить составляющие конфликта, причины возникновения конфликтов
3. Охарактеризовать культуру речи экскурсовода
Список использованных источников
1. Охарактеризовать период подросткового возраста. Указать особенности данного возраста, которые необходимо учитывать процессе подготовки и проведения экскурсии
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
2. Раскрыть сущность понятия «конфликт». Перечислить составляющие конфликта, причины возникновения конфликтов
Конфликт – столкновение противоречивых или несовместимых сил, противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между сторонами.
Конфликт, возникающий в организации, называют организационным.
Для того, чтобы проникнуть в сущность конфликта, как социального феномена (присущего только людям и их объединениям), выделим два необходимых и достаточных условия его возникновения:
1. Конфликт всегда содержательно возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Наличие таких мотивов и суждений является необходимым условием возникновения конфликта;
2. Конфликт всегда (по форме) представляет противоборство субъектов социального взаимодействия (конфликтующих сторон), которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического).
Конфликт состоит из четырех составляющих; они лежат в основе всех споров, ссор и отчуждения. Вот эти составляющие, которыми обусловлена реакция (во многих случаях неосознанная) на негативные ситуации.
1. Первая составляющая — это событие, или катализатор. Искрой, из которой разгорается конфликт, может быть как нечто сказанное или сделанное, так и то, что не сказано или не сделано, если что-то идет не так, как нам нравится или необходимо. Проще говоря, складывается не та ситуация, которой мы хотим или на которую рассчитываем.
2. Это приводит к потере контроля.
3. Охарактеризовать культуру речи экскурсовода
Культурной считают речь, которая характеризуется богатством словаря, широким использованием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью, целесообразностью жестов и мимики.
Понятие «культура речи» относится к речи устной и речи письменной. Та и другая речь должна быть содержательной, понятной, выразительной и действенной. Культура письменной речи экскурсовода находит свое выражение в таких документах, как контрольный и индивидуальный тексты, методическая разработка, реферат, лекция, рецензия, библиографический образ.
Контрольный текст экскурсии излагается литературным языком, а индивидуальный – языком, близким к разговорному. Культура устной речи рассматривается как сочетание трех составных частей: языковой культуры речи, психологической культуры речи, коммуникативной культуры речи.
Языковая культура речи объединяет понятия: культура словаря, культура грамматических форм и синтаксиса речи, культура произношения (звуков, слов, интонаций), стилистическая культура речи, культура жестов и мимики.
Психологическая культура речи включает понятия: содержательность, понятность, грамматическая и стилистическая выразительность, воздействие речи (требование, рекомендация, задание, совет, просьба, запрещение, упрек, предупреждение). На психологической культуре речи основано действие методических приемов ведения экскурсии [2].
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:1989.
2. Борисов В. К., Панина В.Е. М., Этика деловых отношений. М.,2006.
3. Власова Т. И., Шарухин А. П., Данилова М. М. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма. - М.: « Академия», 2008.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
5. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода -М.: ЦРИБ « Турист», 1987.
6. Кошелек А. Н., Н. Н. Иванникова, Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2007.
7. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2008.