1. Концепции элит в современной социальной философии
2. Беларусь в геополитическом пространстве. Характеристика геополитического положения Беларуси. Многовекторность внешней политики
3. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии
Список используемых источников
1. Концепции элит в современной социальной философии
Элита (англ. фр. élite от лат. eligo «избранный; лучший») в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие руководящие должности в управлении государством, союзом государств и экономике.
Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти. Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, что позволяет данному социуму адаптироваться к изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»).
Политическая элита —это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.
2. Беларусь в геополитическом пространстве. Характеристика геополитического положения Беларуси. Многовекторность внешней политики
Внешняя политика – это действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории, направленная на взаимодействие с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными и общественными организациями. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.
С конца декабря 1991 г. начался процесс признания белорусского государства международным сообществом. По состоянию на март 2011 г. Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 168 государствами мира. Республикой Беларусь осуществляется исполнение около 3,5 тысяч международных договоров, в том числе более 1900 – двусторонних, около 1500 – многосторонних.
Распад СССР и обретение Беларусью статуса суверенного государства поставили задачу формирования собственного внешнеполитического курса. До середины 1994 г. решающую роль в разработке, принятии и реализации решений в сфере белорусской внешней политики играли Верховный Совет и Совет Министров Республики Беларусь. После проведения первых президентских выборов в 1994 г. в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент участвует в определении основных направлений внешней политики и выступает гарантом их реализации. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. Парламент–Национальное собрание Республики Беларусь оказывает влияние на внешнеполитический курс страны через свою законотворческую деятельность (рассматривает и принимает законы об утверждении основных направлений внешней политики). Ведущим органом, призванным осуществлять внешнеполитический курс страны на практике, является Министерство иностранных дел.
3. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Философское учение о сознании является методологической основой решения многих важнейших теоретических вопросов и практических задач. И это вытекает из природы сознания и его роли в жизни человека и общества.
Сознание есть сущностная характеристика человека и его деятельности. Сознание — особая форма регуляции взаимодействия человека с миром. Деятельность людей опосредуется сознанием. Прогресс общества, успех (или неудача) личности так или иначе связаны с их духовным состоянием. Сейчас, в сложнейших условиях современности, человеку и человечеству нужно подлинно культурное, действенное сознание. Думается, что только такое сознание способно определить подлинный смысл человеческого бытия и подлинные человеческие ценности, решить глобальные проблемы современности. Актуальные, современные проблемы обучения, образования и воспитания также органически связаны с пониманием природы и механизма функционирования сознания. Определяющая роль сознания в структуре личности нашла выражение в пословице: «Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».
Особенности подхода какого-либо философского направления к проблеме сознания определяются прежде всего ориентацией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением сновного вопроса философии), а также пониманием природы философии и ее связей с другими формами общественного сознания (наукой, политикой, религией, искусством и т. д.). Действительно, понять природу сознания, научиться управлять процессами сознания можно лишь тогда, когда выяснен вопрос о соотношении материи и сознания. И здесь в философской традиции мы сталкиваемся с двумя принципиально противоположными подходами к проблеме: идеалистическим и материалистическим.
1. Бердяев, Н. Философия неравенства / Н. Бердяев. – Москва: Наука, 2008. – 127 с.
2. Сорокин, П.Г. Человек. Цивилизация. Общество / П.Г. Сорокин. – Москва: АСТ, 1992. – 415 с.
3. Казак, Е.А. Потенциал геополитики Беларуси [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/28978/1/2004_3_JILIR_kazak_r.pdf.
4. Мартынов, М. И. Философия: курс интенсивной подготовки / М.И. Мартынов. – Москва: МГУ, 2012 – 441 с.