Введение
1. Собор и замок в заподноевропейской архитектуре романского периода
2. Зарождение белорусского драматического театра
Заключение
Список использованных источников
Введение
Романское искусство, стиль архитектуры и других отраслей искусства, возникло в Западной Европе в X веке. Романская эпоха – время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи – открытость внешним влияниям. Идеи романского искусства нашли свое отражение в архитектуре.
Белорусское сценическое искусство зародилось в то время, когда человек начал осознавать свое место в окружающем мире. Истоками послужили народные верования, ритуалы, обряды. Сначала в обрядах, хороводах, народных играх принимали участие все, без разделения на актеров и зрителей. Разделение началось с достижения определенного уровня цивилизации, когда возникла необходимость в опытных мастерах, специалистах своего дела. Первыми профессиональными белорусскими актерами были скоморохи. белорусский театральный драматургия классический
Широкое распространение с начала XVI века получил школьный театр. В светской жизни значительное место заняли сценки интермедий на светские темы, преимущественно комедийного, бурлескного плана. Большой популярностью пользовался кукольный театр батлейка. Наивысшим достижением фольклорного театра стала народная драма, которая сильно приблизилась к профессиональному искусству. С конца XIX в. начинается подъём белорусской культуры. С установлением Советской власти началось активное развитие белорусского театра и драматургии.
1. Собор и замок в заподноевропейской архитектуре романского периода
Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого и в связи с основанием в 962 году Священной Римской империи Оттоном I.
В последовательности произведений искусства готики, начиная со второй половины XII и кончая XIV столетием, мироощущение этой эпохи отражено во всей его целостности и поступательном движении с такой яркостью, зрелостью, силой и полнотой, которая была под стать только искусству, достигшему классической ступени развития. В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи. В нем идеальные представления средневековья о вселенной, истории и человечестве неразрывно сплелись с простыми и конкретными измерениями каждодневной реальности.
Романское искусство (романский стиль) – искусство стран Западной Европы XI-XII вв. Романский стиль проявил себя в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, ведущими типами сооружений становятся храмы (базилики), монастыри, замки, военные укрепления [2, с. 98].
В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными.
2. Зарождение белорусского драматического театра
Белорусское сценическое искусство зародилось в то время, когда человек начал осознавать свое место в окружающем мире. Истоками послужили на родные верования, ритуалы, обряды. Сначала в обрядах, хороводах, народных играх принимали участие все, без разделения на актеров и зрителей.
Разделение началось с достижения определенного уровня цивилизации, когда возникла необходимость в опытных мастерах, специалистах своего дела. Первыми профессиональными белорусскими актерами были скоморохи, которые до XI века назывались по-разному: гудцы, плясцы. В их творчестве синтезировались все виды сценического искусства – драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное, цирковое, эстрадное. Традиции скоморохов, которые выступали в разных формах фольклорного театра, дожили до XX века [5, с. 176].
Широкое распространение с начала XVI века получил школьный театр. Он функционировал во многих городах и местечках при католических и православных духовных учебных заведениях. Так в Минской губернии возник театр при иезуитском коллегиуме. Он был польского происхождения и стал средством борьбы католицизма против православья и лютеранства. Сюжеты для театра заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли ставились исключительно на религиозные темы. Они проходили на торжественных школьных актах или по случаю политических праздников.
В свецкой жизни значительное место заняли сценки интермедий на свецкие темы, преимущественно комедийного, бурлескного плана. Еще большей популярностью и народной любовью пользовался кукольный театр батлейка. Показы проходили не только в городах, но и в отдаленных крестьянских домах. Батлейка на протяжении долгого существования переросла в уникальную театральную газету, поражающую и удивляющую зрителей и в нашем XX веке.
Заключение
Архитектура романского стиля сурова, тяжеловестна и замкнута. Ей пресуще стремление к целостности, строгости, простоте, отсутствию украшений и орнамента. Характерный элемент романской архитектуры – арочная форма дверей и оконных проёмов. В период расцвета романской архитектуры, в конце 12 века, входы соборов оформлялись в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал. Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление массивности и мощи. Вместе с тем оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Главный строительный материал – камень. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Белорусский театр прошёл множество этапов своего развития от скоморохов до уровня профессионального искусства. Поначалу актёры и режиссёры не имели возможности получать знание и опыт в специализированных учреждениях образования, но их труд и стремление к совершенству поспособствовало созданию первых театральных школ, а после и техникумов и в довершение ВУЗов. И сегодня театр притягивает внимание публики остротой проблематики постановок, оригинальностью прочтения классической драматургии, неожиданным воплощением идей современных авторов, высоким эстетическим уровнем своих театральных произведений.
1. Гнедич, П.П. Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П.П. Гнедич. – М., 2007. – 190 с.
2. Ляхова, К.А. Популярная история архитектуры / Авторы-сост. К.А. Ляхова, Г.В. Дятлева, О.В. Лапшова, Е.В. Доброва, Ю.В. Рычкова. – М., 2001. – 118 с.
3. Чубова, А.П. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. А.П. Чубовой. – М., 2000. – С.10.
4. Лабанок – Яшчур Тэатральная Беларусь: Энцыклапедыя: У 2 т. Т.2: Лабанок – Яшчур / Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн., 2003. – 442 с.
5. Няфёд, У.І. Гісторыя беларускага тэатра: Вучэбны дапаможнік для студэнтаў тэатральна-мастацкага інстытута / У.І. Няфёд. – Мн.: Вышэйшая школа, 2002. – 210 с.
6. Сабалеўскi, А.В. Хрэстаматыя па гiсторыi беларускага театра i драматургii. т. 1. / А.В. Сабалеўскi. – Мн., 2005. – 270 с.