Введение
Одежда сцены
Основа композиции сценографии культурно-досуговых программ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Композиция - это искусство декоративного размещения различных предметов, которое художник должен выразить своими чувствами.
Включает в себя понятие целостности:
- Никакая часть целого не может быть удалена или изменена без ущерба для целого.
- Части нельзя менять местами в ущерб целому.
- Никакой новый предмет не может быть прикреплен к целому.
Законы композиции:
- Симметрия - существует зеркальное соответствие частей любой формации. Правило симметрии следует из пластической структуры человеческого тела. Симметрия приносит гармонию, спокойствие, уравновешенность.
- Ритм - это большее или меньшее повторение мотива через определенные промежутки времени. Правило ритма - это чередование больших и малых форм, движения и мира, контрастирования и преобладания света и тени.
- Правило равновесия - это комбинация равных масс противоположных сторон изображения.
- Правило статики и динамики (покоя и движения) в пластическом движении композиции.
- Правило контраста и аналогии является основным правилом композиции.
При написании данного реферата преследовались следующие задачи:
1. описать одежду сцены;
2. описать основу композиции сценографии культурно-досуговых программ.
Одежда сцены
Одеждой сцены называют мягкие декорации - драпировки, перекрывающие закулисные пространства сцены и формирующие игровую площадку. В комплект одежды входят кулисы, падуги, занавесы. Одежда сцены может нести чисто служебную функцию в качестве постоянного обрамления сцены (это так называемая «дежурная одежда») и являться частью декорационного оформления спектакля. В зависимости от этого выбирается материал, способ окраски или живописной обработки. Для изготовления дежурной одежды применяются хорошо поддающиеся драпировке и химической окраске хлопчатобумажные, реже шелковые и шерстяные ткани: тарная ткань, байка, молескин, бархат, полубархат, репс, плательная шерсть и некоторые другие. Самым распространенным материалом для пошивки кулис и падуг является хлопчатобумажная тарная ткань. Она обладает приятной фактурой, хорошо воспринимает окраску, красиво драпируется в мягкие, глубокие складки. Дежурная одежда окрашивается в неяркие, нейтральные тона - серый, зеленоватый, кремовый и т.д. Особую группу одежды составляет комплект из черного бархата.
Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п. Как и все ткани, идущие на изготовление декораций, материал одежды сцены пропитывается огнезащитным составом, за исключением бархата и шелка, которые портятся при воздействии на них химических реактивов. Для изделий из этих тканей обязательна пропитанная, огнестойкая подкладка [1].
Развеска одежды сцены производится двумя способами: по классической схеме и так называемым кабинетом. Классический способ предполагает размещение кулис по планам сцены так, чтобы перед каждой парой кулис находилась падуга, прикрывающая их верхнюю часть.
Основа композиции сценографии культурно-досуговых программ
В составе композиции сценографии культурно-досуговых программ линии принято отождествлять: с прямыми линиями, с постоянным радиусом кривизны (дуги), с переменным радиусом кривизны (гипербола, спираль). Вертикальные линии создают впечатление фундаментальной силы, потому что вид скользит вверх и вниз по горизонтали. Диагональные линии подчеркивают движение.
Правило золотого сечения (1/3). Самый важный элемент изображения находится в пропорции «золотого сечения».
При составлении композиций и монтажей важно соблюдать пропорции частей произведения. Название закона принадлежит Леонардо да Винчи, и в четырнадцатом веке оно гласило: «Вся линия делится на две составляющие, так что линия целого относится к большей части так же, как большинство относится к меньшей части. Обе части пропорциональны двум числам: 1 и 1,618. В то же время соотношение составляет 0,618. Есть ряд статей С. Эйзенштейна «О строении вещей», «Еще раз о структуре», «Организм и пафос», в которых автор методично раскрывает метод построения композиции по «золотому сечению» [2].
Разрабатывая культурно-досуговые программы, режиссер должен знать основы композиции, уметь ориентировать аудиторию на основные детали в композиционном решении декоративно-художественного оформления с учетом визуального центра.
При работе необходимо использовать разные типы композиций: объемные, планарные, пространственные, пластичные и пр. Поэтому необходимо определять пространство сцены с учетом цветовой схемы и особенностей архитектурных элементов, а также много других элементов декоративно-художественного оформления. Очень важен хорошо подобранный фон, который можно создать, комбинируя различные детали. Режиссер должен убедиться, что цвет и стиль костюмов соответствуют декоративному и художественному оформлению пространства и продумать весь план клубного мероприятия в целом (размещение участников-любителей, создание баланса текстуры, цвета и формы и т. д.) [4].
Заключение
Новые формы сценического пространства испытываются в условиях так называемых «малых сцен» или «экспериментальных студий», где посредством простых приспособлений организуются различные типы сцен с упрощенной техникой и минимальным применением декораций. Строительство больших сцен продолжает традиции глубинной сцены, развивая ее потенциальные планировочные и технические возможности, исследуя новые качества закрытого сценического пространства и новый подход к архитектуре, композиции и механизации зрительного зала. Такова общая картина современной архитектуры и техники театра.
Перспектива - это наука о законах изображения объекта так, как его воспринимает наш глаз. Изучить эти законы значит понять, что такое изображение и плоскость объекта, точка схода, точка расстояния, шкала ширины, высоты, глубины, а также выяснить ряд других вопросов, связанных с изображением различных объектов в пространстве. Например, как создать впечатление зрителя на большой игровой площадке в маленьком сценическом ящике с помощью фона, кулис, падуба и других устройств? Для этого фон может быть окрашен с перспективой уменьшения изображения (расстояние до дороги и пр.). Также необходимо учитывать линию горизонта (на сцене она находится на уровне глаз зрителя, сидящего в зале). При выполнении рисунков необходимо обращать внимание на их объемность, отражение света и их композицию на предметной плоскости. Предлагаемый чертеж состоит из нескольких этапов: сначала воспроизводятся общие контуры, затем отрисовываются детали. Не следует нажимать сильно на карандаш, просто слегка коснитесь бумаги. Затем с помощью светотени передают объем светлых и теневых сторон изображаемых предметов
1. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Л., «Искусство», 1976.
2. Богданов И.А. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПб.: СПГАТИ, 2003.
3. Бронников А.А. Осветительное оборудование сцены. М., 1961.
4. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработника. М.: «Советская Россия», 1984.
5. Осовцов С.Н. Драматургия и театр в системе искусств: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУКИ, 2000.
6. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1991.
7. Петров Б.Н. Спортивно-художественное представление на стадионе. Методические указания и рекомендации по курсу «Режиссура массовых праздников». Л.: ЛГИК имени Н.К. Крупской, 1988.
8. Поносов А.Д. «Конструкции и технология изготовления театральных декораций»: Учеб. Пособие для театр. вузов. - М.: Искусство, 1988. - 293 с.
9. Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля. - М., 1962.
10. Сосунов Н.Н. «Изготовление бутафории» - М.: Искусство, 1959. - 96 с.
11. Шевелёв Г.В. Сцена: механическое оборудование. М., 2007.