ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЗОРНОЙ МНОГОПЛАНОВОЙ ЭКСКУРСИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
Экскурсия представляет собой органическое сочетание объективной и визуальной ясности и является важным дополнением к этой уникальной комбинации слова. В процессе тура важно обеспечить органическое единство между тем, что человек получает при наблюдении за объектами и объяснениями гида.
История - это название, которое обычно принято в экскурсионном бизнесе как название устной части экскурсии, то есть сообщений и пояснений, которые руководство дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических личностей.
Оценивая роль сюжета в туре, ученые-экскурсоводы всегда были единодушны, независимо от различий во взглядах на другие вопросы теории и методологии экскурсий. Они считали, что история: является дополнением к показу визуального материала; оно не должно быть объемным; экскурсия не может стать лекцией.
История гида выполняет две задачи:
а) комментирует, объясняет, дополняет увиденное
б) реконструирует, восстанавливает то, что экскурсионист не видит в данный момент.
Помимо рассказа гида, словесное начало тура находит свое выражение в ответах на вопросы туристов, копиях гида и ответах на реплики туристов, во вводных и заключительных словах, во время демонстрации экспонатов. из «портфолио гида».
Рассказ - это звучащий индивидуальный текст руководителя, выполненный им в соответствии с требованиями устной публичной речи и представляющий образец монологической речи [9].
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЗОРНОЙ МНОГОПЛАНОВОЙ ЭКСКУРСИИ
Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия всей команды сотрудников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность напрямую зависят от знаний методистов и гидов, их компетентности, степени их практического владения основами педагогики и психологии, умения выбирать наиболее эффективные способы и приемы влияние на аудиторию.
Экскурсия является результатом двух важных процессов: ее подготовка и проведение. Они взаимосвязаны, взаимозависимы. Невозможно обеспечить качественные экскурсии с непродуманным обучением [8].
При подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
- разработка новой темы экскурсии (новая вообще или новая только для этого экскурсионного маршрута.
- подготовка начинающего или уже действующего гида для проведения нового тура для него, но уже ранее разработанного и проведенного в этом заведении.
Первое направление - это процесс создания нового тура для экскурсионного заведения.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных этапа:
- Предварительная работа - отбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). В то же время, есть выбор объектов, на которых будет построен тур.
- Непосредственное развитие самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработка фактического материала; работа над содержанием тура, его основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работа над методологией тура; подбор наиболее эффективных методов преподавания шоу и сюжета во время тура; подготовка методической разработки нового тура; руководство написания отдельных текстов.
1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий. М.: ЦРИБ Турист, 1974.
2. Воспитание в экскурсиях. Методические рекомендации. -К., ЦРИБ "Турист". 2006.
3. География туризма: Учебник / Под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2008
4. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие.-М.: Нолидж, 1996. – 312 с.
5. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2001. – 495 с.
6. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 2003.-С. 30-33.
7. Емельянов Б.В, «Экскурсоведение»/ Емельянов Б.В. Москва, Советский спорт, 2000г.
8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник, Москва, «Издательство „Советский спорт“, 2007. - 216 с
9. Лобовская Р.А. Пешеходная экскурсия: Опыт и практика. М.:ЦПТК, 2002.
10. Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсий / Сост. М.А. Степанчикова. М.: ЦПТК, 1996 (Сер.: «Биб-ка экскурсовода»).
11. Основы туристской деятельности: Учебник Сост. Е.Н. Ильина. М: «Советский спорт», 2000. – 199 с.