1 Корнилова, М.В. Формирование межкультурной компетентности: опыт тренинга / М.В. Корнилова // Высшее образование в России. – 2012. – № 3. – С. 151-155.
Одна из характерных черт современного общества - высокая социальная мобильность, этническое и культурное многообразие во многих сферах профессиональной деятельности. Нынешние выпускники выходят на динамично развивающийся рынок труда, приобретающий глобальное измерение, а крупные мировые компании испытывают потребность в специалистах, способных к эффективному взаимодействию внутри поликультурного социума для решения профессиональных задач. Все эти тенденции накладывают отпечаток на подготовку специалистов в учреждениях высшего профессионального образования.
Особую актуальность данная проблема приобретает в рамках Болонского процесса, являющегося в настоящее время основным механизмом реформы высшего образования в Европе [1]. В ходе Болонского процесса происходит глобализация и интернационализация образования на основе академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов. В том же контексте можно рассматривать и проект «Сетевой университет СНГ», основная цель которого - укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств-участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатской диссертации [2].
Таким образом, благодаря интернационализации образования, академической мобильности студентов и преподавателей происходит естественное формирование межкультурной компетентности. Однако этого недостаточно - необходимо ее целенаправленное формирование.
Существует большое количество определений межкультурной компетентности, мы в своем исследовании берем за основу следующее. Межкультурнная компетентность - это совокупность знаний, умений, навыков и мотивации к общению с представителями иной культуры при межкультурном взаимодействии. В современной науке разработаны различные подходы к анализу структуры межкультурной компетентности. Вслед за зарубежными и российскими коллегами мы выделяем следующие ее компоненты: 1) общекультурологические и культурно-специфические знания; 2) умения практического общения; 3) межкультурная психологическая восприимчивость [3].
В современной кросс-культурной психологии показано, что эффективным мето дом формирования межкультурной компетентности является межкультурный тренинг. Хотя задачи любой программы межкультурного тренинга специфичны, формированию, развитию или совершенствованию во всех этих программах должны подвергаться мысли, эмоции и поведение обучаемых. Следовательно, межкультурную компетентность образует триада: знания - умения - социальные установки. Т.Г. Стефа-ненко выделяет два типа межкультурного социально-психологического тренинга: общекультурный, направленный на повышение межкультурной восприимчивости в целом, и культурно-специфический, в задачи которого входит прежде всего подготовка к взаимодействию с представителями конкретной культуры [4].
2 Шуманская, Т.З. Воспитание толерантности – основа эффективных межкультурных коммуникаций / Т.З. Шуманская // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 148-152.
Постановка проблемы и актуальность опыта реализации проекта Общие тенденции мирового развития определяются формированием глобального информационного пространства, значительным расширением межкультурного взаимодействия между людьми, массовой миграцией населения, ростом числа межнациональных и межконфессиональных браков. Все это актуально и для России -страны многонациональной и многоконфессиональной, со множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Толерантность, терпимость к другим становится социально-психологической необходимостью, обеспечивающей стабильность государственности. «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году (2).
В преамбуле Устава ООН толерантность определяется как необходимость «проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи».
Проблема толерантности актуальна в контексте не только межнациональных, межконфессиональных отношений, но и межличностных и внутрисемейных отношений. Толерантность - это стремление понять позицию другой стороны, способность в процессе диалога найти взаимоприемлемое решение.
Формирование установок толерантного, терпимого отношения к другим людям, а также членам своей семьи, к детям, осознание непреходящей ценности семьи в быстро меняющемся мире - важнейшая социально-психологическая задача, направленная на стабилизацию общества (3; 9; 16).
Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию гражданственности и толерантных начал в российском обществе, является образование. Воспитание с самого раннего возраста толерантности в качестве нового типа социальных отношений и основой эффективных межкультурных коммуникаций является важнейшей социальной задачей (1; 14).
Исследование уровня толерантности учащихся, проведенное в ряде школ г. Екатеринбурга, показало существование проблемы толерантности среди учащихся. Кроме того существует весьма ограниченный выбор методических ресурсов по воспитанию толерантности на уровне семьи, детского коллектива.
3 Мамонтова, Н.Ю. Формирование коммуникативной межкультурной компетентности студентов вуза / Н.Ю. Мамонтова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 270-275.
Развитие современного общества в условиях глобализации и динамики межкультурных контактов, адаптация Интернет-пространства к потребностям пользователей и обеспечение эффективности коммуникации в различных сферах деятельности человека определяют необходимость расширения межкультурных и лингвистических горизонтов и предъявляют принципиально новые требования к качеству высшего профессионального образования в России. В настоящее время формируется единое мировое образовательное пространство. Этот процесс сложно представить без гармонизации образовательных стандартов, учебных планов, специальностей в разных странах мира.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в Российскую систему высшего образования обозначило новый вектор развития высшей школы и, соответственно, ставит новые цели и задачи для руководства вузов и научно-педагогических работников. В основу новых стандартов заложен компетентностный подход к обучению, ориентированный на обеспечение академической мобильности и конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда. Понятие «конкурентоспособность» специалиста включает уровень общей культуры, личностные качества и профессиональные качества, позволяющие выпускнику адаптироваться к современным требованиям и реализовывать приобретенные компетенции.
Академическая мобильность, как ключевая составляющая Болонского процесса, являет собой сложный и многоплановый процесс интеллектуального и профессионального развития, обмен научным и культурным потенциалами, ресурсами, технологиями обучения. Студент, которому предстоит обучаться в ином учебном заведении (в своей стране или за рубежом), сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и их анализа с позиции родной и чужой культуры. Возвращаясь в свое учебное заведение, он приносит с собой тот бесценный опыт общения, который он лично получил в живых, реальных условиях жизни. Нам это важно с точки зрения возможностей формирования межкультурного компонента коммуникативной компетентности студентов и повышения их мотивации к изучению иностранных языков.
Введение понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогическую практику высшей школы требует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся к окончанию образования и при изучении отдельных дисциплин.
Создание педагогических условий для овладения компетенциями называют компетентностным подходом. Он означает «переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социальнополитического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства» [3, с. 138].
1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЕЦЭП, 2005. 199 с.; Байденко В.И. Мониторинговые исследования Бо-лонского процесса: некоторые результаты и взгляд в будущее // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 147-155.
2. Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. Опыт базовой организации в области информационного обеспечения сетевого университета СНГ // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 111-119; Сетевой университет СНГ - единство, мобильность, успех! URL: http:// www.ido.rudn.ru/ su_sng/
3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с. URL: http://www.countries.ru/library/ intercult/ mkk.htm
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003.
5. Bennet J.M, Bennet M.J. Developing intercultural sensitivity // Handbook of intercultural training . Thousand Oaks, CA: Saga, 2004. P. 147-165.
6. Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю, Работа психолога в многонациональной школе: Учебное пособие. М.: Форум, 2011.
7. Лейбман И.Я. О принципе построения и возможности использования Опросника Межкультурного Развития, предложенного Институтом Межкультурной Коммуникации // Этнопсихология: вопросы теории и практики. 2010. Вып. 3. C. 58-66.
8. Allwood J. Linguistic Communication as Action and Cooperation. Goteborg University, 1976.
9. Букина И. Программа элективного курс «Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие» для учащихся старших классов профильной школы // Воспитательная работа в школе. 2007. № 2.
10. Декларация принципов толерантности Генеральной Конференции ЮНЕСКО. 1995 г.
11. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом : учебное пособие. М. : Сфера, 2007.
12. Зайцева М.. Проект «Подросток и толерантность» // Справочник классного руководителя. 2007. № 1.
13. Кожухарь Г. С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие механизмов межличностной толерантности // Вопросы психологии. 2007. № 2.
14. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Организация и планирование работы. М. : 5 за знания, 2006.
15. Глухов В. А. Психология толерантности//Вестник регионального образования. 2002. № 2.
16. Солдатова Г. У. и др. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков // Социальная профилактика и здоровье. 2007. № 1.
17. Солдатова Г. В. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе//Социальная профилактика и здоровье. 2007. № 1.
18. Столганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М. : Педагогическое общество России, 2006.
19. Вульфов Б. З. Детская наркомания: толерантность семьи // Профилактика злоупотребления ПАВ детьми м молодежью : сб. тезисов Всерос. конф. М., 2003.
20. Учимся толерантности : метод. пособие для провед. классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 кл. М. : Аркти, 2007.
21. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М. : БОНФИ,2002.
22. Федоренко Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе : метод. мат-лы (программы занятий с педагогами, учениками и родителями). М. : Каро, 2006.
23. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М. : Академ. проект, 2004.
24. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие. М. : Академ. проект, 2004.
25. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. для вузов / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 378 с.
26. Зникина, Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: дис... д-ра пед. наук / Л. С. Зникина. - Кемерово, 2004. - 406 с.
27. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. - 2004. -№ 4.
28. Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2.
29. Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопр. психологии. - 1994. - № 2. - С. 73.