Введение
1. Поведенческие техники
2. Работа с автоматическими мыслями
3. Терапевтический дневник
Заключение
Список использованных источников
Введение
Поведенческая терапия появилась на психотерапевтической сцене сравнительно недавно. Как системный подход к диагностической оценке и лечению психологических расстройств она сформировалась только к концу 50-х годов. На ранних стадиях его развития поведенческая терапия рассматривалась как применение современной теории обучения для решения клинических задач.
Слово «современная теория обучения» означало принципы и методы классической и операционной обусловленности. Поведенческая терапия воспринималась как логическое продолжение бихевиоризма к сложным формам человеческой деятельности
За два с половиной десятилетия, прошедших с момента рождения бихевиоральной терапии, она претерпела значительные изменения, касающиеся как ее характера, так и сферы применения. Она превратилась в сложную и детальную область знаний и практики.
1. Поведенческие техники
Современная поведенческая терапия имеет следующие особенности. Терапевт учит пациентов реагировать на жизненные ситуации так, как им хочется, т.е. терапия не пытается изменить эмоциональную сущность отношений и сознательно игнорирует чувства человека. Поведенческая терапия направлена на симптом, а не на проблему, стоящую за ним. В основном это симптоматическая психотерапия. Главное в работе психотерапевта-поведенца – это изменение поведения пациента. Регулятор этого изменения – положительный, а не отрицательный стимул. Это имеет фундаментальное значение.
Человек, в понимании психотерапевта-бихевиориста, представляет собой сумму моделей поведения (реакций). Каждая поведенческая реакция основана на генетическом коде и предыдущем опыте. То есть гармоничная, здоровая личность характеризуется максимально широким набором поведенческих реакций, с помощью которых человек реагирует на различные воздействия окружающей среды, проявляя наиболее успешную адаптацию.
Основными понятиями поведенческой терапии являются обуславливание и подкрепление.
Реактивное обуславливание – это рефлекторное поведение. Организм автоматически реагирует на раздражители, например, зрачок всегда расширяется в темноте. И.П. Павлов обнаружил, что прямой раздражитель может быть обусловлен тем, что слюна выделяется не для вида пищи, а для колокольчика, при условии, что эти раздражители были объединены многократно.
Условные рефлексы легко прививаются, но они легко исчезают. Рабочее состояние находится в центре тренировки. Поощряя или наказывая, можно получить определенный стереотип поведения. Условное состояние оператора – это некое устройство мира, в котором человек будет делать что-то, что повлияет на мир, а это, в свою очередь, повлияет на человека.
Подкрепление – это любой стимул, который увеличивает вероятность определенной (запрограммированной) реакции. Усиление может быть как положительным, так и отрицательным. Положительные и отрицательные стимулы формируют и регулируют поведение. Основным положительным подкреплением являются деньги и пища, в то время как боль, страх и голод являются основным отрицательным подкреплением. Позже было показано, что в человеке сильная мотивация для подкрепления также является словом. Поэтому, с одной стороны, сила, слава и страх, унижение и т.д. присоединяются к основным подкреплениям [2, с.35].
2. Работа с автоматическими мыслями
Прежде чем начать работать с определенной автоматической мыслью, терапевт определяет, действительно ли эта мысль заслуживает внимания. Он задает пациенту следующие вопросы.
1. Насколько Вы доверяете этой мысли сейчас (0-100%)?
2. Какие чувства и эмоции Вы испытываете в связи с этой мыслью?
3. Насколько интенсивны эти эмоции (0-100%)?
Если пациент не слишком доверяет автоматической мысли и не испытывает большого стресса, терапевт в большинстве случаев предлагает перейти к следующему вопросу. Если пациент твердо верит в истинность дисфункциональной автоматической мысли и с ней связаны сильные негативные эмоции, терапевт прояснит общую картину, задавая пациенту вопросы в соответствии с когнитивной моделью [6, с.33].
1. Когда возникает эта мысль? В каких именно ситуациях.
2. Посещают ли вас в той же самой ситуации другие проблемные мысли и образы (представления)?
3. (Особенно для тревожных пациентов.) Вызывает ли у вас эта мысль какие-либо физические ощущения?
4. Что вы делаете после того, как у вас возникла эта мысль?
Получив общее представление о данной автоматической мысли и связанных с ней реакциях пациента, терапевт поступает одним из следующих способов:
1. Вслух или мысленно дополняет свою модель концептуализации пациента (подчеркивает, как вписывается в нее данная мысль): « А не является ли это еще одним примером того, как вы постоянно предсказываете себе неудачу?»
2. На примере конкретной автоматической мысли усиливает когнитивную модель (обычно в начале терапии), например: «Значит, когда вы были в библиотеке и пытались работать, у нас возникла мысль: "Я никогда не разберусь в этой теме». Из-за этого вы огорчились, захлопнули книгу и ушли домой. Так?"
3. Терапевтический дневник
Дневник терапии –это средство фиксации динамики собственного развития. Он позволяет нам осознать и отрефлексировать собственное отношение к себе и к собственным достижениям.
В то же время, как многие уже заметили, он является средством обратной связи для терапевта и позволяет ему своевременно вносить коррективы в свою работу, реагировать на эмоциональное состояние клиента, позволяет находиться в состоянии привязанности к клиенту, что важно и для него, и для него.
Для других это также имеет терапевтическое значение, так как отражает опыт других, и когнитивное, так как позволяет находить новые ресурсы, новые методы самопознания, самореализации.
По своей структуре, я думаю, что, по большей части, он должен отражать эмоциональное состояние автора, его влияние на текущие события и те, в сознании и переосмыслении, а также оценки достигнутых промежуточных результатов, прогнозы будущих изменений и его собственные размышления о том, какие методы достижения целей являются наиболее эффективными.
Целью терапии, одной из них, является развитие новых поведенческих навыков, ведущих к устойчивым положительным изменениям. Для того, чтобы увидеть эти изменения, они должны быть зафиксированы.
То есть смысл терапевтического дневника состоит в том, чтобы понять процесс психотерапии, динамику собственного развития и зафиксировать его результаты, а также отражает взаимоотношения между терапевтом и клиентом - если он предлагается терапевту, то для него это, несомненно, обратная связь, дополнительная информация для размышлений и, возможно, повод для коррекции курса.
Заключение
Когнитивная терапия использует поведенческие методы для изменения автоматических мыслей и предположений (убеждений). Она прибегает к поведенческим экспериментам, направленным на опровержение конкретных неадаптивных убеждений и обеспечение нового обучения. В поведенческом эксперименте пациент прогнозирует результат на основе автоматических мыслей до начала эксперимента, затем выполняет поведение, ранее согласованное с терапевтом, и, наконец, оценивает результат в свете нового опыта.
Поведенческие техники также используются для: расширения репертуара поведенческих реакций пациента (тренировка навыков); релаксации (прогрессивная релаксация); стимулирования активности (планирование активности); подготовки пациента к тревожным ситуациям (поведенческая репетиция); и представления стимулов, вызывающих страх (экспозиционная терапия).
При работе с автоматическими мыслями используется множество поведенческих техник и методов работы, основным элементом которых является терапевтический дневник.