Введение
Предмет, задачи и методы математической статистики в психологии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Математическая статистика – это раздел математики, в котором исследуются методы сбора, систематизации, обработки и использования статистических данных для подготовки научных и практических выводов.
Задачи математической статистики: 1. – определение методов сбора и группировки статистических данных. 2. – разработка методов анализа статистических данных в зависимости от целей исследования.
В психологии как науке математическая статистика применяется очень широко. С помощью тех или иных методов, например тестов, сравниваются (по шкале) различные характеристики человеческого поведения, и с этими числами уже работают методы математической статистики. После применения этих методов получаются новые данные, которые необходимо понимать.
Без применения математической статистики психология была бы довольно плоской и дезинформативной наукой, основанной на спекуляциях и домыслах. Конечно, использование математической статистики не является «противоядием» от спекуляций и домыслов, но предмет рассуждений становится намного богаче.
Цель исследования: изучить особенности использования математической статистики в психологии.
Задачи исследования:
- определить предмет и задачи математической статистики в психологии;
- раскрыть сущность методов математической статистики в психологии.
Предмет, задачи и методы математической статистики в психологии
Математическая статистика – наука о том, как систематизировать и использовать статистические данные для научных и прикладных целей.
Математическая статистика – это раздел математики, в котором исследуются методы сбора, систематизации, обработки и использования статистических данных для подготовки научных и практических выводов.
Задачи математической статистики: 1. – определение методов сбора и группировки статистических данных. 2. – разработка методов анализа статистических данных в зависимости от целей исследования.
Статистические данные представляют собой набор чисел, полученных эмпирическим путем, представляющих количественные характеристики исследуемых объектов. Эти данные получены в результате специально организованных исследований, в том числе психолого–педагогических.
Математическая статистика включает три раздела [1]:
1) описательная статистика занимается описанием, систематизацией графическим представлением и табулированием данных, полученных в ходе исследования, а также выявлением центральных тенденций распределения и оценки разброса данных;
2) индуктивная статистика (теория статистического вывода) занимается проверкой того, можно ли результаты, полученные на ограниченной совокупности объектов распространить на всю совокупность объектов данного вида. Базируется на описательной статистике;
3) коррелятивная статистика – разрабатывает статистические методы для обнаружения и проверки взаимосвязи между изучаемыми показателями.
В процессе проведения психологического исследования проводятся различные измерений. В качестве объектов измерения выступают психические процессы, особенности свойства индивидов. Измеряемые психологические явления обозначаются понятиями «признак» или «переменная». В качестве переменной могут выступать скорость выполнения теста, социометрический статус, количество допущенных ошибок и т.д. В случае, когда необходимо указать степень выраженности признака, вместо этих понятий используют термины «показатель» или «уровень». Это означает, что признак может быть измерен количественно с такими определениями как низкий, средний, высокий. Например, высокий уровень интеллекта, низкий уровень тревожности и т.д. [7].
Переменная – это любая реальность, которая может быть подвергнута измерению. Психологические переменные являются случайными величинами, поскольку заранее неизвестно, какие значения они примут [6].
Заключение
Математическая статистика – это раздел математики, в котором исследуются методы сбора, систематизации, обработки и использования статистических данных для подготовки научных и практических выводов.
Задачи математической статистики: 1. – определение методов сбора и группировки статистических данных. 2. – разработка методов анализа статистических данных в зависимости от целей исследования.
В психологии как науке математическая статистика применяется очень широко. С помощью тех или иных методов, например тестов, сравниваются (по шкале) различные характеристики человеческого поведения, и с этими числами уже работают методы математической статистики. После применения этих методов получаются новые данные, которые необходимо понимать.
Без применения математической статистики психология была бы довольно плоской и дезинформативной наукой, основанной на спекуляциях и домыслах. Конечно, использование математической статистики не является «противоядием» от спекуляций и домыслов, но предмет рассуждений становится намного богаче.
Математическая статистика позволяет многое: обобщать данные эксперимента; находить зависимости между данными; выявлять различия между группами людей; доказывать правильность методов и методик; строить статистические прогнозы; подтверждать или опровергать гипотезы; находить принципиально новые знания; планировать эффективный эксперимент; разрабатывать новые методики и многое другое.
Практические психологи в своей работе, как правило, ограничиваются поиском среднего арифметического, с делением на подгруппы. Ученые–психологи используют самый разнообразный арсенал методов математической статистики.
1. Бурлачук, JT. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – Санкт–Петербург: Питер, 2008. – 384 с.
2. Гапанович–Кайдалов, Н. В. Введение в научное психологическое исследование: учебное пособие / Н. В. Гапанович–Кайдалов. – Минск: АПО, 2005. – 84 с.
3. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – Москва: Прогресс, 1976. – 420 с.
4. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для вузов / В. Е. Гмурман. – Москва: Высшая школа, 1999.–479 с.
5. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О. Ю. Ермолаев. – Москва: Флинта, 2002. – 336 с.
6. Ермолаев–Томин, О. Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров / О. Ю. Ермолаев. – Москва: Юрайт, 2013. – 511 с.
7. Положение о социально–педагогической и психологической службе учреждения образования; Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.04.2006 №42. – 12 с.