Вариативное моделирование и культура безопасности жизнедеятельности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вариативное моделирование и культура безопасности жизнедеятельности
За последние десятилетие сложилось научное направление изучающие вопросы культуры безопасности жизнедеятельности (далее – КБЖ). В монографиях и научных статьях [1-5] раскрыты подходы и результаты теоретических исследований вопросов формирования КБЖ. Главным выводом данных исследований считается, что формирование КБЖ должно осуществляться на всех уровнях иерархии общества (индивидуальном, коллективном и общественно-государственном). Формирование КБЖ должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учёта человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путём формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) необходимо провести анализ отдельных составляющих («культура»).
В научной литературе существует огромное количество определений понятия «культура» в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п. Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.
1. Гребенникова Е. В., Айол А. А. Современные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. - 2016. №3.1.
2. Бочаров А.В. Роль учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в формировании у студентов культуры безопасности //Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2017. №3 (152).
3. ГОСТ Р 22.3.07-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/ 70981162.
4. Расплата за недетские ошибки. Как живется воспитанницам женских колоний для несовершеннолетних? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/ nakazanie/lishenie-svobody/kolonii/ispravitelnye-dlya-devochek.html.
5. Структура и функции культуры безопасности общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://psihdocs.ru/vospitanie-kuleturi-bezopasnosti-shkolenikov-dissertaciya-na-s.html?page=3.