Задание 1 Лицензирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.
Для обеспечения публичных интересов государство в отдельных сферах деятельности устанавливает особый контроль. Одним из способов такого контроля, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, является лицензирование. В соответствии с требованием п.1 ст.45 Гражданского кодекса Республики Беларусь отдельными видами деятельности, перечень которых определяется в законодательных актах, организация со статусом юридического лица может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Учитывая содержание нормы п.2 ст.22 ГК, следует указать, что данное требование распространяется и на индивидуальных предпринимателей.
Концептуальные изменения в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности произошли после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17, которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. Указанный законодательный акт закрепляет определения основных понятий и правила взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности и лицензирующими органами. В то же время нормы Положения не распространяются на все виды предпринимательской деятельности. Так, за его рамками остались отношения по лицензированию деятельности, связанной со специфическими товарами, работами, услугами; внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров; деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством; деятельности, лицензируемой Национальным банком [1, c. 37].
Особое значения для регулирования лицензирования хозяйственной деятельности имеют постановления Совета Министров, которыми утверждены положения о лицензировании видов деятельности. Последние включают:
1) указание вида деятельности, работ и услуг, составляющих этот вид деятельности;
2) указание срока действия лицензии;
3) перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к организациям со статусом юридического лица и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим адвокатскую или частную нотариальную деятельность;
5) перечень документов, необходимых для получения лицензии, и требования по их содержанию.
Задание 2 Реорганизация субъектов хозяйствования.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Б» в марте 2013 года заключил договор с открытым акционерным обществом «Продмаш» на изготовление технологического оборудования для производства твердых сырой. Срок исполнения обязательств - 6 месяцев. В июне 2013 года в СПК «Б» произошла реорганизация путем присоединения к коммунальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «В». Правопреемник отказался принять и оплатить технологическое оборудование, так как необходимое оборудование у них имеется, а договор не включен в передаточный акт.
Вопросы
1 Понятие и виды реорганизации субъектов хозяйствования.
2 Порядок исполнения договорных обязательств.
3 Как должен быть разрешен спор?
Решение
1. Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юр. лица.
Реорганизация может быть добровольной и принудительной.
Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации:
- слияние (несколько юр. лиц образуют новую организацию, к которой переходят все права и обязанности каждого из реорганизованных юр. лиц, а они прекращают свою деятельность);
- присоединение(присоединяемое юр. лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности переходят к юр. лицу, к которому оно присоединилось);
- разделение (реорганизованное юр. лицо прекращает свою деятельность путем разделения на несколько самостоятельных юр. лиц, при этом распределяя между ними все свои права и обязанности);
- выделение(реорганизованное юр. лицо не прекращает своего существования, а передает часть принадлежащих ему прав и обязанностей выделившимся организациям);
- преобразование (происходит изменение организационно-правовой формы юр. лица, в результате чего реорганизованная организация прекращает свое существование и передает все свои права и обязанности создаваемой организации).
Задание 3 Договор текущего (расчетного) банковского счета.
Индивидуальный предприниматель С. обратился в банк с просьбой об открытии ему текущего счета в белорусских рублях. Им было составлено заявление па открытие счета но установленной форме, представлены необходимые документы. Руководитель филиала банка не разрешил открытие счета из-за отсутствия дубликата извещения о присвоении ему учетного номера налогоплательщика.
Вопросы
1 Порядок заключения договора текущего (расчетного) банковского счета.
2 Обоснован ли отказ банка индивидуальному предпринимателю к заключении договора?
3 Какую ответственность будет нести банк в случае открытия индивидуальному предпринимателю счета без предъявления документов, подтверждающих постановку на учет в налоговых органах?
Решение
1. Ст. 199 Банковского Кодекса РБ гласит, что банк и небанковская кредитно-финансовая организация обязаны заключить договор текущего (расчетного) банковского счета с любым физическим или юридическим лицом, обратившимся с предложением открыть ему текущий (расчетный) банковский счет, на условиях, определенных ими для открытия таких счетов.
После заключения договора текущего (расчетного) банковского счета банк или небанковская кредитно-финансовая организация не позднее следующего рабочего дня открывают владельцу счета текущий (расчетный) банковский счет с присвоением ему номера, позволяющего установить принадлежность такого счета.
Банк или небанковская кредитно-финансовая организация вправе отказать физическому или юридическому лицу в открытии текущего (расчетного) банковского счета в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в том числе о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.