Задание 1. Лицензирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь
Задание 2. Реорганизация субъектов хозяйствования
Задание 3. Договор текущего (расчетного) банковской счета
Список использованных источников
Задание 1. Лицензирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь
Введение лицензирования в Республике Беларусь было обусловлено переменами в характере воздействия государства на социально-экономические отношения. Проведение радикальной экономической реформы в стране объективно потребовало создания новой правовой основы для упорядочения активно развивающейся предпринимательской деятельности. Формирование национальной системы законодательства о лицензировании началось с принятия Временного положения о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. № 386 [1, с.34-35].
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом» [2, ст.13].
Одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является институт лицензирования.
Основным актом законодательства Республики Беларусь, регулирующим вопросы лицензирования, является Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности.
Лицензирование отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется исключительно в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования [3, п.2].
Задание 2. Реорганизация субъектов хозяйствования
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Б» в марте 2013 заключил договор с открытым акционерным обществом «Продмаш» на изготовление технологического оборудования для производства твердых сыров. Срок исполнения обязательств – 6 месяцев. В июне 2013 года в СПК «Б» произошла реорганизация путем присоединения к коммунальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «В». Правопреемник отказался принять и оплатить технологическое оборудование, так как необходимое оборудование у них имеется, а договор не включен в передаточный акт.
Вопросы
1. Понятие и виды реорганизации субъектов хозяйствования.
2. Порядок исполнения договорных обязательств.
3. Как должен быть разрешен спор?
Ответ
1. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.
Законодательством предусмотрены следующие виды реорганизации субъектов хозяйствования – это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Если собственник имущества (учредители, участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает их на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
Задание 3. Договор текущего (расчетного) банковской счета
Индивидуальный предприниматель С. обратился в банк с просьбой об открытии ему текущего счета в белорусских рублях. Им было составлено заявление на открытие счета по установленной форме, представлены необходимые документы. Руководитель филиала банка не разрешил открытие счета из-за отсутствия дубликата извещения о присвоении ему учетного номера налогоплательщика.
Вопросы:
1. Порядок заключения договора текущего (расчетного) банковского счета.
2. Обоснован ли отказ банка индивидуальному предпринимателю в заключении договора?
3. Какую ответственность будет нести банк в случае открытия индивидуальному предпринимателю счета без предъявления документов, подтверждающих постановку на учет в налоговых органах?
Ответ
1. По договору текущего (расчетного) банковского счета одна сторона (банк или небанковская кредитно-финансовая организация) обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет для хранения денежных средств владельца счета и (или) зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета, а владелец счета предоставляет банку или небанковской кредитно-финансовой организации право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов, определенных законодательством Республики Беларусь или договором, и уплачивает банку или небанковской кредитно-финансовой организации вознаграждение (плату) за оказываемые ему услуги.
Владельцами счета по договору текущего (расчетного) банковского счета могут быть физические и юридические лица.
1. Червякова, Т. А. Теоретико-прикладные проблемы лицензирования в Республике Беларусь / Т. А. Червякова. – Минск: БГУ, 2014. – 155 с.
2. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь от 1 сентября 2010 г., № 450: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 31 декабря 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 7 декабря 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 мая 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
6. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь от 16 января 2009 г. № 1: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 18 апреля 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.