3 Коррекционная программа по снижению агрессивности у детей с ОПФР
3 Коррекционная программа по снижению агрессивности у детей с ОПФР
На основании особенностей детей с ОПФР, выявленных при написании второй главы, мы разработали коррекционную программу по снижению агрессивности у детей с ОПФР.
Цель программы – снижение у детей с ОПФР таких качеств, как «Косвенная агрессия», «Раздражение».
В программе приняли участие 30 детей с ЗПР.
Данная программа строится на принципах:
- систематичности и последовательности – заключается в непрерывности, планомерного процесса, в котором реализуются задачи профилактической работы.
- доступности – занятия строятся на материале близком, понятном и интересном детям, так как они построены в игровой форме, с учетом возрастных особенностей.
- гуманизации – этот принцип обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.
- наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребенку их правильно выполнять.
Программа занятий представляет собой социально - психологический тренинг. Программа рассчитана на 10 занятий. Занятия проводятся раз в неделю во второй половине дня. Предварительно перед началом занятий проводится беседа и психодиагностические исследования. Психодиагностические исследования подбирались в соответствии с возрастом и исследуемым феноменом.
Занятие состоит из трех основных частей:
1. Вводная часть (приветствие, разминка). Приветствие служит формированию позитивного интереса и сплочению группы, создает атмосферу доверия и принятия. Разминка снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат.
2. Основная часть. Содержание этой части занятия зависит от темы, динамики группы и поставленных целей.
3. Шеринг. Включает рефлексию занятия и ритуал прощания.
Программа «Коррекция агрессивного поведения учащихся детей с подросткового возраста разработана на основе работ Фурманова И.А., программ Стишенок И.В, Златогорской О. [Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.; Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост/ И.В Стишенок. - СПб.: Речь, 2006.- 144 с.; Златогорская, О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения детей с ОПФР / О. Златогорская // Школьный психолог. - 2003. - №30. - С. 87-93.].