Введение
1 Теоретические подходы к пониманию сущности конфликтов и конфликтности
1.1 Обзор основных методологических подходов к пониманию социальной психологии конфликта
1.2 Гендерные различия в развитии конфликтов в трудовом коллективе
2 Методические основы исследования конфликтов в трудовом коллективе
2.1 Оценка методов и методик исследования конфликтов и конфликтности
2.2 Описание отдельных случаев конфликтного поведения
2.3 Психометрическая проверка одного из тестов на конфликтность на статистической выборке
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Проблема исследования конфликтов в трудовом коллективе имеет длительную историю развития в плане анализа различных форм отношения к нему (понятие сущности конфликта, разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика, ослабление и т.д.) и, прежде всего, в ситуациях делового общения. Сначала конфликт рассматривался как деструктивный элемент организации, как признак неэффективной деятельности и плохого управления. В настоящее время все чаще доминирует позиция, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, необходимо только научиться управлять конфликтом. Поэтому в настоящее время траектория изучения конфликтов сводится к тому, что анализируются условия для возникновения конфликтов, с целью дальнейшего правильного управления ими. Для этого надо уметь анализировать конфликты, знать основные типы организационных конфликтов, понимать их причины и возможные последствия.
Актуальность изучения конфликтов в рабочем коллективе и их преодоления обусловлена тем, что повышение социально-психологической напряженности приводит к росту напряженности отношений между работниками. Каждый взрослый человек когда-нибудь сталкивается в своей жизни с конфликтной ситуацией в производственной сфере. Поэтому конфликты в рабочем коллективе необходимо изучать, необходимо знать, что делать с конфликтами, чтобы они не создавали различных препятствий для развития организации. Чтобы найти эффективные способы разрешения производственных конфликтов необходимо понимать сущность конфликта и конфликтных отношений в организации, виды и основные причины возникновения конфликтов.
Теоретические подходы к пониманию конфликтов представлены в трудах А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.В. Дмитриева, Р. Килменна, Н.И. Леонова, Л.А. Петровского, К. Томаса и др. Исследования Н.В. Гришиной, М. Дойча, К. Левина посвящены изучению факторов детерминирующих стратегии и стили поведения человека в конфликте.
1 Теоретические подходы к пониманию сущности конфликтов и конфликтности
1.1 Обзор основных методологических подходов к пониманию социальной психологии конфликта
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликт (от лат.Conflictus - столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое [1, с.224]
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие [2, с.107].
В социальной психологии сформировались определенные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ.
На первом этапе психологов, как правило, интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как системное социально-психологическое явление.
Представители теоретико-игрового подхода за основу берут построение универсальной схемы взаимодействия участников в конфликтной ситуации и способов ее разрешения, на примере игры «дилемма узника». Решение поставленных задач позволяют создать четко контролируемые условия эксперимента. Многочисленность стилей поведения в конфликтной ситуации сводится к двум основным типам поведения: кооперативному и конкурентному. Представители теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.
В системном подходе данный подход дополнен положениями американского социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции [3, с. 54].
2 Методические основы исследования конфликтов в трудовом коллективе
2.1 Оценка методов и методик исследования конфликтов и конфликтности
Методология науки о конфликте содержит целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые, предполагают использование психодиагностических методик получения достоверных научных данных. Основная цель заключается в получении достоверных данных о конфликте для последующего использования результатов в практике предупреждения конфликтов.
Среди основных методов изучения и диагностики конфликтов и конфликтности выделяются экспериментальные и опросные.
Экспериментальные методы исследования конфликтов в основном были разработаны представителями бихевиористского направления. Среди разработанных ими экспериментальных игровых процедур – матричные игры по типу «дилеммы заключенного»; коалиционные игры, предполагающие формирование участниками коалиции внутри группы; локомоционные игры с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели и социальные «игры-ловушки» (социальные задачи-дилеммы).
Однако все эти задания могут использоваться для исследования поведения людей в конфликтах или же для обучения их тем или иным способам поведения, выбору стратегий и т.п. Но для диагностики реальных конфликтов использовать их нельзя, поскольку на практике мы имеем дело с целостностью, а не с отдельными аспектами конфликта.
Другим вариантом методической процедуры экспериментального изучения конфликтов является создание конфликтных ситуаций между участниками эксперимента в лабораторных условиях. Обычно испытуемому надо выполнить какое-либо задание, а подставное лицо – участник эксперимента пытается ему помешать. Следовательно, изучается выбор стратегии поведения, реагирования участников на конфликтную ситуацию.
Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях чаше всего моделируют кратковременное взаимодействие, однако достаточно проблематичны такого рода исследования и с точки зрения этических норм [22].
Выбор необходимого комплекса методов и методик, используемых для изучения конфликта, предопределяется целью, задачами исследования, спецификой самого конфликта, научным направлением, в рамках которого изучается конфликт, и, естественно, возможностями конкретных методик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические положения, принципы и методологические подходы, широко используемые в социальной психологии конфликтов, позволяют получить информативные результаты, необходимые для изучения конфликтов в трудовых коллективах. Однако при глубоком анализе данного феномена целесообразна интеграция данных подходов, а разработка теоретико-методических основ такой интеграции является перспективной задачей психологии конфликтов. Следует отметить, что основой понимания конфликтов в рассмотренных подходах являются противоречия, возникающие между людьми. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. Конфликт представляет собой социальное явление. Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
На основании теоретического анализа результатов исследований различных авторов по проблеме гендерных различий в развитии конфликтов в трудовом коллективе, можно сделать следующие выводы. Гендерный аспект предполагает анализ взаимодействий с точки зрения двух альтернативных моделей отношений: партнерской и доминантно-зависимой. В целом, мужчины и женщины примерно в равной степени используют основные стратегии поведения (соперничество, компромисс, уход) в конфликтной ситуации. Различия в реагировании в конфликтах прослеживаются между мужчинами и женщинами в зависимости от доминирующих маскулинных, фемининных либо андрогинных характеристик личности. Что касается содержательных характеристик поведения, то мужчины в конфликтах склонны ориентироваться на решение актуальных задач, поставленных ситуацией. Женщины же ориентируются на нормативность поведения, следование принятым стандартам и ролям. Следовательно, нарушения ролевого взаимодействия обуславливают выбор деструктивных стилей разрешения конфликтных ситуаций.
Имеющийся набор методов и методик диагностики конфликтов и конфликтности направлен преимущественно для изучения конфликта через напряженность в межличностных взаимоотношениях, предрасположенность различных лиц к агрессивному поведению, выявления наличия в коллективе микро-групп, которые обладают отрицательной направленностью. Сложность явления конфликта и разнообразие подходов к пониманию конфликтности обуславливают и разнообразие методических подходов к изучению и диагностики конфликта и конфликтности; широту и многоаспектность феноменологического поля конфликта, формируют пространство широких возможностей для постоянного пополнения и расширения методического инструментария изучения и диагностики конфликтов.
1 Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М.: Приори, 1996. – 448 с.
2 Бордовская, Н.В. Педагогика. Учеб для вузов / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Речь, 2001. – 304 с.
3 Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов. – Спб.: ПИТЕР, 2006. – 527 с.
4 Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. - Минск: Молодежное, 2001. – 213 с.
5 Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 196 с.
6 Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 254 с.
7 Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 154 с.
8 Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. – СПб. : Питер, 2005. – 412 с.
9 Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И. Хасан, П.А.Сергоманов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
10 Гаврилович, Т.Т. Социокультурные детерминанты формирования гендера и гендерной идентичности / Т.Т.Гаврилович // Кiраванне у адукацыi. – 2014. - № 1. – С.20-35.
11 Горчакова, В.Г. Современные подходы к исследованию пола / В.Г.Горчакова // Акмеология. – 2013. - № 4. – С.73-79.
12 Вержибок, Г.В. Концептуальные основы гендерной психологии / Г.В. Вержибок // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Психология. – 2005. - № 11. – С. 32-36.
13 Пиз А. Язык взаимоотношений мужчина-женщина / А.Пиз, Б.Пиз. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 400 с.
14 Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
15 Краковский, А.П. Мотивационно-потребностная сфера в юношеском возрасте / А.П.Краковский // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 6 – 17.
16 Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э.Пайнс, К.Маслач. - СПб.: Питер, 2000. – 518 с.
17 Гришина, Н.В. Партнерство в межличностных отношениях: гендерный подход / Н.В. Гришина. – 2008. – № 4. – С.92-104.
18 Горчакова, В.Г. Исследование гендерных различий в проявлении конфликтности личности / В.Г.Горчакова // Акмеология. – 2014. - №2. – С.70-79.
19 Грошев, И.В. Гендерные, половые и личностные различия поведения в конфликтах / И.В.Грошев // Мир психологии. – 2005. - № 2 - С. 93-118.
20 Тарасова, Е.А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии / Е.А.Тарасова. – Воронеж, 2002. – 112 с.
21 Грошев, И.В. Половой диморфизм и поведение в конфликте/ И.В. Грошев // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. – СПб.: Речь, 1996. – С. 13-15.
22 Практическая психодиагностика. Методики и тесты / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. – Самара: «БАХРАХ - М», 2012. - 668 с.
23 Большая энциклопедия психологических тестов / автор-составитель А. А. Карелин. – М.: ЭКСМО, 2006. - 414 с.
24 Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. – СПб.: Речь, 2013. – 420 с.
25 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С.142-146