ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОНЯТИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ АНАЛИЗА
1.1 Понятие внутренней среды
1.2 Анализ внутренней среды
1.3 Зарубежный опыт особенностей форм внутренней среды
ГЛАВА 2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия
2.2 Анализ внутренней среды предприятия
2.3 Анализ внешней среды предприятия
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Конечная цель любой организации - победа в борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами - продуктами других организаций.
Успех любой организации определяется способностью предлагать продукты, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить пристальное внимание на такой многозначный аспект организации, как конкурентные преимущества. Одним из наиболее важных ресурсов для повышения конкурентоспособности организации является формирование корпоративной культуры или обеспечение лояльности сотрудников к деятельности своей компании.
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых задач, что обуславливает необходимость совершенствования управления. Важно понимать руководителей организаций о необходимости постоянно совершенствовать обслуживание клиентов, уделять внимание качеству продукции, ремонту помещений, внедрению новых технологий и т. д.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации более или менее сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция, поэтому, чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, принимать решения о мерах по повышению конкурентоспособности. Конкурентные преимущества являются наиболее важным фактором в обеспечении безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и его последующего эффективного развития.
Целью курсовой работы является повышение эффективности деятельности предприятия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОНЯТИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ АНАЛИЗА
1.1 Понятие внутренней среды
Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, ее структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы:
- социальную – сюда относят всех работников организации вместе с комплексом их взаимоотношений;
- организационную – охватывающую коммуникационные процессы; субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.;
- информационную - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих организацию необходимой для ее нормального функционирования информацией;
- производственно-техническую – к ней относят комплекс средств производства (оборудование, сырье, материалы и пр.);
- экономическую – совокупность экономических процессов (движение капитала и прав собственности, движение денежных средств).
Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды, особое место в любой организации занимают люди. Так как результат работы организации зависит от способностей, навыков, отношения к работе и мотивации ее сотрудников.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации являются антропогенными системами, внутренние переменные в значительной степени являются результатом управленческих решений. Это, однако, не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Механизм управления нацелен на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения целей. Основными переменными в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
ГЛАВА 2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия
ОАО «Красный пищевик» – современное кондитерское предприятие Республики Беларусь, со своей традицией и богатой историей. На протяжении долгих лет продукция предприятия радует как взрослых, так и самых маленьких покупателей.
Каждый может выбрать лакомство по вкусу, в красивой упаковке или на развес. Но неизменным было и остается высокое качество продукции. «Верность качеству, верность традициям – это главный принцип «Красного пищевика».
Вся продукция изготавливается по классическим технологиям с использованием натурального сырья. На предприятии выпускается: зефир; халва; драже; мармелад; ирис, конфеты с желейными и сбивными корпусами.
Драже – драже сахарное или драже с корпусом из арахиса, изюма с накаткой из сахарной пудры, какао – порошка.
Конфеты – глазированные шоколадной глазурью, с желейными и сбивными корпусами.
Ирис – тираженный с использованием молока сгущенного, сливочного масла, какао- порошка и других компонентов для разнообразия вкусов.
Халва – арахисовая, подсолнечная, в том числе подсолнечная в шоколаде, халва подсолнечная с наполнителями (кокос, арахис, изюм и др.).
Мармелад – изготавливается на пектине, агаре, желатине. Традиционные виды»: «Дольки цитрусовые», «Трехслойный», «Желейный». Жевательный мармелад: «Чудо - фрукты», «Веселая осень», «Любимые сказки», "Вишневые сердечки", "Апельсиновые медвежата" с различными фруктово – ягодными вкусами и ароматами в форме листьев, фруктов, героев любимых сказок.
Зефир – изготавливается на пектине цитрусовом с добавлением пюре натурального яблочного и припасов, а также глазируется шоколадной глазурью. Традиционные виды зефира: "Бело - розовый", "Ванильный", "Ванильный в шоколаде", "Бобруйский". Наборы зефира: "Красный пищевик", "Бобруйский сувенир", "Роза", "Прывiтанне з Беларуси".
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК»
3.1 Повышение качества продукции путем внедрени системы Business Studio
Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции в ОАО «Красный пищевик» в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.
Повышение конкурентоспособности ОАО «Красный пищевик» и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9001 : 2000. Совершенствование системы менеджмента качества в организации позволит получить тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
Инструментарии сбора информации, заложенные в стандарты ИСО, многочисленны. И лучшим методом упорядочения процесса анализа информации и реализации одного из принципов менеджмента качества – «принятие решений, основанное на фактах» – является автоматизация системы менеджмента качества. Самый распространенный вид автоматизации – автоматизация документооборота организации.
Каждой группе специалистов определяют массивы документации, необходимой для работы и права доступа, корректировки и заполнения документов.
Второй по распространению автоматизации блок СМК – это внутренние аудиты; и степень автоматизации процесса аудита зависит от задач, которые хочет решать организация при анализе результатов внутренних аудитов.
Для сокращения временных затрат на организацию и оформление документации по проведению внутренних аудитов целесообразно использовать программные продукты, позволяющие максимально автоматизировать процесс документирования поведения внутренних проверок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Красный пищевик» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь.
Основное производство имеет высокий уровень технического развития. Практически полностью автоматизированы линии по производству шоколада, печенья, карамели, вафель. Стратегия развития фабрики также предусматривает значительное изменение ассортимента продукции и повышение её качества за счёт сети цеховых и центральных лабораторий, оснащенных современным оборудованием, где осуществляется строгий входной контроль сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг ОАО «Красный пищевик» в действующих ценах динамично возрастала. Так, выручка от реализации в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 9,8 %, а по сравнению с 2016 г. – на 17,4 %. Тем не менее, в сопоставимых ценах выручка от реализации продукции, работ, услуг в 2018 г. по сравнению с 2017 г. возросла на 0,2 %, а по сравнению с 2016 г. – снизилась на 2,4 %.
В 2018 г. прибыль от реализации составила 7 554 тыс. р., что больше 2017 г. на 26,6 %, а 2016 г. – на 46,7 %. Рост прибыли от реализации обусловил увеличение рентабельности продаж.
Проведенный кроме того анализ внешней среды показал, что основными конкурентами ОАО «Красный пищевик» являются белорусские и украинские производители кондитерской продукции, Причем белорусских конкурентов можно разделить на 4 группы.
Выбор того или иного поставщика сырья обусловлен как ценовым фактором, так и условиями оплаты, качеством поставляемого сырья, стабильностью поставок. ОАО «Красный пищевик» работает только с отечественными производителями сахара. Так, как на данный момент цена на сахар-песок регулируется государством, то при его поставке в основном учитывается факт отсрочки платежа и качество.
Через фирменную торговую сеть реализуется продукция производства ОАО «Красный пищевик» и незначительная часть сопутствующих товаров (чай, безалкогольные напитки, мороженное и др.).
После расчета показателя конкурентоспособности было выявлено, что продукция ОАО «Красный пищевик» конкурентоспособна по отношению к основным конкурентам ОАО «Комунарка» и СП ОАО «Спартак».
1. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2017. – №4 (65). – С. 29-35.
2. Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке / А.К. Воронов // Маркетинг. – 2016. – №5. – С. 6-9.
3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: курс лекций/ Веснин В.Р. – М.: Издательство «Триада – ЛТД», 2013. – 472 с.
4. Валюшицкий, В. Конкуренция – двигатель торговли / В. Валюшицкий // Беларуская думка. – 2015. – № 5. – С. 55.
5. Габидинова, Г. С. Маркетинговая трактовка территории / Г. С. Габидинова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 52–60.
6. Головачев, А. С. Экономика организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2011. – 464 с.
7. Гапоненко, А. Л. Управление интеллектуальными активами: концептуальный подход / А. Гапоненко, Т. Орлова // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 8. – С. 56-65.
8. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / Горфинкель В.Я. – М.: Золотой фонд российских учебников, – 6-е издание, 2013. – 536 с.
9. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2010. – 158 с.
10. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2011. – 246 с.
11. Корсак, А. С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 5. – С. 57-61.
12. Ковалев, М.Н. Маркетинг : учеб. пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. кроме того Кабаева, О.В. Устименко / Гомель, 2012. – 377 с.
13. Климович, Л. К. Основы менеджмента: учебник / Л. К. Климович. – Минск: РИПО, 2013. – 279 с.
14. Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. пособие / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: ООО «Мисанта». 2012. – 142 с.
15. Назаренко, В. В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В. В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
16. Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки» // Маркетинг, идеи и технологии. – 2014. – №5 – С. 42.
17. Показатели конкурентоспособности фирмы [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://bibliotekar.ru – Дата доступа: 15.03.2020.
18. Раицкий, К. А. Экономика организации : учеб. для вузов / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2012. – 498 с.
19. Сметкина, А. В. Повышение потенциала производства на основе оценки его технического уровня / А. В. Сметкина // Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 93-98.
20. Султанова, А.Г. Управление качеством или реинжиниринг? / А.Г. Султанова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С.135-139.
21. Фатхутдинов, Р. «Конкурентоспособность в России и подготовка кадров» / Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. – 2014. – №4 – С. 15.
22. Титов, В. И. Экономика предприятия / В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2010. – 416 с.
23. Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. – №4. – С. 44-54.