ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА И УКЛОНЕНИЕ ОТ НЕГО
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА НЕСОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА И УКЛОНЕНИЕ ОТ НЕГО
2.1 Объективные признаки составов преступления
2.2 Субъективные признаки составов преступления
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения иногда не исправляют, а только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной адаптации, освобожденных от наказания, встает очень остро. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений.
Происходящие в стране социально-экономические, политико-правовые преобразования неизбежно отражаются на динамике и структуре преступности, которые оказывают существенное воздействие на процесс социализации лиц, освобожденных от отбывания наказания и лиц, отбывших наказание. Это создает реальные предпосылки для сохранения и развития общей и рецидивной преступности, актуализируя проблему правового контроля над данным социальным явлением.
Одним из направлений усиления государственного контроля над преступностью является усовершенствование сложившегося механизма правового регулирования превентивного надзора за исследуемой категории лиц, обусловленного неэффективностью применяемых к ним мер уголовно-правового характера и действующей системы наказаний, качественным изменением общности осужденных, отсутствием благоприятных условий для их ресоциализации и адаптации в обществе.
В основу исследования было положено выявление и изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей механизм правового регулирования и порядок осуществления превентивного надзора в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА И УКЛОНЕНИЕ ОТ НЕГО
В деятельности ОВД важное значение для обеспечения законности и правопорядка имеет предупреждение рецидивной преступности. В настоящее время в уголовном законодательстве Республики Беларусь существует институт превентивного надзора, предусматривающий установление судом ряда правоограничений, которые накладываются на определенную категорию лиц, освобожденных после отбытия наказания. В очерченный круг лиц законодатель включил тех, кто по данным криминологических исследований наиболее вероятно совершит новое преступление сразу после отбытия наказания.
Кроме установления определенных ограничений законодатель также вводит ответственность за их нарушение. Однако институт превентивного надзора и перечень налагаемых ограничений – не новшество белорусского законодательства, ведь до принятия действующего Уголовного кодекса существовали нормы, регулировавшие указанные правоотношения. Проведем ретроспективный анализ схожих норм, предусматривающих определенный контроль за лицами, отбывшими наказание, действовавших на территории Беларуси, для чего необходимо выделить нормативный акт, который, по сути, был первым, регулировавшим уголовные и уголовно-процессуальные правоотношения.
Указанным актом является Судебник, изданный 29 февраля 1468 г. Великим князем Литовским Андреем Каземировичем Ягайловичем. Анализируя содержание Судебника, следует отметить, что он не содержал непосредственных норм, регламентировавших какие-либо виды надзора за лицами, совершившими преступление и понесшими наказание. Но значимость Судебника сложно недооценивать в связи с тем, что с момента его появления в истории права Беларуси начался этап, венцом которого стало создание трех статутов Великого княжества Литовского. 89 Статуты являются развернутым актом феодального права, действовавшего в Великом княжестве Литовском. В них содержаться нормы, регулирующие как уголовно-правовые отношения, так и иные, например гражданские, семейные.
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА НЕСОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА И УКЛОНЕНИЕ ОТ НЕГО
2.1 Объективные признаки составов преступления
Непосредственным объектом этого преступления являются установление общественных отношений, позволяющих осуществлять такую меру уголовной ответственности, как превентивный надзор.
Объективная сторона выражается в несоблюдении (действии или бездействии) требований превентивного надзора без уважительных причин.
Несоблюдение является неспособностью использовать требования превентивного надзора без оправданных причин.
Превентивный надзор - это система временных принудительных мер для контроля за поведением лиц, для которых оно установлено. Этот надзор устанавливается для контроля за поведением контролируемых лиц, предотвращения их совершения преступлений и предоставления им необходимых превентивных последствий (пункт 3 Инструкции о порядке создания и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из тюрьмы).
В частности, такие лица определены в ст. 80 Уголовного кодекса. Они включают человека, освобожденного из тюрьмы:
1. Допускает особо опасный рецидив преступлений;
2. Осужден за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации;
3. Достигнув восемнадцатилетнего возраста, судимый за серьезное или особо тяжкое преступление или попробовал два или более раз быть приговоренным к тюремному заключению за любые умышленные преступления:
а) если его поведение во время отбывания наказания в виде лишения свободы указывает на постоянное нежелание идти по пути исправления;
б) если после завершения наказания он систематически преследуется за административные правонарушения, за которые закон предусматривает наказание в виде ареста.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Концепция превентивного надзора может быть определена как система временных принудительных мер контроля (надзора), основанная на судимости поведения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, направленных на предотвращение совершения новых преступлений с их стороны и предоставление им с необходимыми превентивными эффектами.
При проведении превентивного надзора действия, которые ухудшают человеческое достоинство и компрометируют рабочее место, контролируемое и проживающее, не должны допускаться [11, c.81].
По вопросу о юридическом характере превентивного надзора у ученых разные мнения. Следует отметить, что, например, такого института в Уголовном кодексе Российской Федерации нет. Не вдаваясь в обсуждение рассматриваемого юридического института, мы считаем целесообразным идентифицировать некоторые его характеристики с точки зрения науки о уголовном праве.
Установление превентивного надзора сопровождается значительным вторжением государства в субъективную свободу осужденного, что находит свое отражение в достаточно значительных ограничениях на его личные конституционные права. В то же время необходимо учитывать, что ограничения и запреты, налагаемые на осужденного в контексте осуществления содержания превентивного надзора, не являются карательными и требуют осуществления мер только для профилактики и сосредоточения внимания.
Основной целью превентивного надзора является предотвращение повторения преступлений. Превентивный надзор функционально и целенаправленно направлен на наблюдение за осужденным после отбывания наказания и является своего рода расширенной версией превентивного надзора, характеризующегося гораздо более строгим и жестким режимом правовых ограничений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Превентивный надзор за осужденными представляет собой комбинацию мер контроля и контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с тем чтобы они не совершали новых преступлений. Поиск человека, находящегося под профилактическим наблюдением, связан с определенными ограничениями, которым подвергается человек. В частности, он обязан прибыть в указанное место жительства в назначенное время и зарегистрироваться в органе внутренних дел, уведомить орган об изменении места работы или проживания, выезда за пределы района (города) на служебные и личные имеет значение только с согласия контролирующего органа.
В дополнение к этим обязанностям суд может налагать дополнительные надбавки на надзирателя: не посещать определенные места, не покидать дом (квартиру) в определенное время дня, явиться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.
В статье 80 УК но Республики Беларусь закреплено, что целью превентивного надзора является наблюдение еще за но поведением лица, с целью предупреждения с егоегоего стороны но преступлений и оказания но на него оно необходимого профилактического оно воздействия.
В том числе, при более подробном исследовании основных элементов превентивного надзора выявлены некоторые вопросы, при решении которых позволит в полной мере соблюдать превентивный надзор и повысить его эффективность для достижение поставленной перед ним цели.
1. Абатуров, А.И. К вопросу о понятии и юридических основаниях установления постпенитенциарного контроля / А.И. Абатуров // NB: Вопросы права и политики. – 2013. – № 9. – C. 1–13.
2. Абатуров, А.И. Опыт постпенитенциарного надзора в странах ближнего зарубежья (сравнительно-правовой анализ) / А.И. Абатуров // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2012. – № 2. – C. 72–76.
3. Бондаренко, А.С. Юридическая природа института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / А.С. Бондаренко // Проблемы теории и практики борьбы с преступностью. – Томск. – 1983. – С. 119–132.
4. Горобцов, В.И. Меры постпенитенциарного воздействия (понятие и характеристика): учеб. Пособие / В.И. Горобцов. – Тюмень, 1991. – 69 с.
5. Иногамов, Ш.Х. Наказание отбыто. Как жить дальше? / Ш.Х. Иногамов. – М., 1990. – 176 с.
6. Панфилов, И.П. Ответственность за злостное нарушение правил административного надзора / И.П. Панфилов. – Свердловск, 1987. – 60 с.
7. Понятовская, Т.Г. Предупреждение преступлений: меры безопасности, превентивный надзор / Т.Г. Понятовская // Криминологический журнал БГУЭиП. – 2013. – № 3. – С. 98–103.
8. Ременсон, А.Л. Пути дальнейшего сокращения применения лишения свободы / А.Л. Ременсон // Доклады итоговой научной конференции юридического факультета Томского университета. – Томск, 1976. – С. 186–189.
9. Тепляшин, П.В. Превентивный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / П.В. Тепляшин // Законность. – 2011. – № 10. – С. 16–19.
10. Уэда, К. Преступность и криминология в современной Японии. / К. Уэда. – М., 1989. – 253 с.
11. Филимонов, О.В. Посткриминальный контроль: Теоретические основы правового регулирования / О.В. Филимонов. – Томск, 1991. – 179 с.
12. Афонченко, Т.П. Превентивный надзор. Гомель, 2003. .Афонченко Т.П. Основания применения превентивного надзора по УК Беларуси 1999 г. / Т.П. Афонченко // Проблемы законности и правопорядка в Республике Беларусь: материалы респ. Науч.-прак. Конф. – Новополоцк, 2000. – С. 332 333. .
13. Афонченко, Т.П. О системе мер режимно-ограничительного характера при осуществлении превентивного надзора / Т.П. Афонченко // Право Беларуси. – 2003. – № 11. – С. 70 73.
14.Бундесон, У. Надзор за отбывающими наказание на свободе (пер. со шведского). Вступительная статья Шупилова В.П. М., 1979. .Егоров С. Отец условного осуждения / У. Буденсон // Законность. – 1998. – № 3. – С. 54 57. .
15. Ефимов, М.А. Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с преступностью / М.А. Ефимов, В.А. Шкурко. – Мн., 1980.
16. Книженко, О. Условное осуждение или система испытания / О. Книженко // Законность. – 2002. – № 9. – С. 38 40.
17. Кондалов, А.Н. Условное осуждение и механизмы его обеспечения / А.Н. Кондалов // Государство и право. – 1999. – № 7. – С. 102-106.
18. Кузнецова, Н.Ф. Основания и процессуальный порядок отмены условного осуждения / Н.Ф. Кузнецова, В.П. Малков // Журнал российского права. – 2000. – № 3. – С. 61 66.
19. Ломако, В.А. Осуждение без реального отбывания лишения свободы / В.А. Ломако. – Харьков, 1987.
20. Новикова, Е.В. Система мер испытания (пробации) при условном неприменении наказания и ее правовое обеспечение / Е.В. Новикова // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью в Республике Беларусь: материалы межд. науч.-практ. конф. – Мн., 1999. – С.63-71.