Введение
Глава I. Теоретические аспекты формирования интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
1.1. Сущностные характеристики понятия «интерес к пению»
1.2. Методы и приемы формирования интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
Глава II. Экспериментальная работа по формированию интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
2.1. Выявление уровня сформированности интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в УДО
2.2. Организация работы по формированию интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в УДО
2.3. Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Музыкально-художественному образованию детей придается большое значение. В структуре учебной программы дошкольного образования музыка выделена в отдельную образовательную область, целью которой является формирование основ эстетической культуры средствами музыкального искусства.
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Пение – один из любимых детьми видов музыкально-художественной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.
Пение – это вид музыкальной деятельности и основное средство музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Оно наиболее близко и доступно детям. Воспитанники любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение в хоре объединяет детей дошкольного возраста, создает условия для их музыкального эмоционального общения.
Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и другое, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм воспитанник испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Глава I. Теоретические аспекты формирования интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в учреждении дошкольного образования
1.1. Сущностные характеристики понятия «интерес к пению»
В программе дошкольного образования выявлена необходимость формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру посредством музыкального искусства. В ходе переосмысления многих аспектов социально-культурного развития общества и места в нем личности возникает возможность пересмотреть ряд проблем, которые связаны с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста, а именно проблему интереса к музыке.
Изучение проблемы интереса следует начать, прежде всего, с анализа различных определений «интереса», данных в научной литературе. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «интерес» связан с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям [10, с. 586].
В «Российской педагогической энциклопедии» понятие «интерес» трактуется с точки зрения познавательной направленности личности, как форма проявления познавательной потребности, предполагающей осознание целей деятельности. Интерес является стимулом приобретения знаний, расширения кругозора и способствует более полному отражению действительности [13].
Б. Г. Ананьев, Н. Г. Морозова указывали, что «интерес» охватывает большое количество процессов [1, 9]. В теории обучения понятие интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы. Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний связывают напрямую с отсутствием интереса и неумением педагогов пробудить его [11, с. 25].
Известный российский психолог С. Л. Рубинштейн писал, что интерес является предпосылкой и результатом обучения. С одной стороны интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы, а с другой главной целью и задачей обучения [14, с. 142].
Глава II. Экспериментальная работа по формированию интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
2.1. Выявление уровня сформированности интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в УДО
После проведения теоретического анализа литературных источников, нами на практике проверена эффективность использования методов, приемов, средств, которые способствуют формированию интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в УДО.
Констатирующий этап экспериментальной работы осуществлялся на базе ГУО «Русиновский детский сад» с детьми дошкольного возрастами 4– 5 лет.
Задачи констатирующего эксперимента:
– подбор методик для изучения интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста;
– определение уровня сформированности интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста.
В ходе проведенной работы нами были определены критерии сформированности интереса к пению у детей среднего дошкольного возраста:
1) эмоциональная отзывчивость:
2) субъектные проявления детей дошкольного возраста:
– отношение к песенному исполнительству и тематике детских песен;
– предпочтения в песенном жанре;
– разнообразие песенного репертуара.
Для выявления отношения ребенка к песенному исполнительству и тематике детских песен была проведена индивидуальная беседа.
Ребенку предлагается ответить на ряд вопросов:
У тебя есть любимые песни? Про что они? Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь? Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям? Какую песню ты бы подарил маме, если бы видел, что она грустит? Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие? Ты поешь один или с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь? Как тебе нравится слушать песни: по радио, по телевизору, по магнитофону? Где ты больше поешь – дома или в детском саду?
Заключение
Изучение и анализ литературы, результаты экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Интерес – это формирующееся личностное качество. Оно развивается на основе эмоциональной отзывчивости на пение и проявляется у ребенка дошкольного возраста тогда, когда музыкальное звучание имеет для ребенка личностный смысл. Интерес к пению выступает в роли регулятора музыкальной деятельности. Развитие интереса в дошкольном возрасте может послужить предпосылкой становления элементов музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, вкус, представления о красоте).
2. Работу над песней на музыкальных занятиях в УДО можно условно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы. Для формирования интереса к пению применяются такие приемы и методы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения. В формировании интереса у детей к пению большое значение имеет практический метод.
3. Констатирующий этап экспериментальной работы осуществлялся на базе ГУО «Русиновский детский сад» с детьми дошкольного возрастами 4– -5 лет (средней группы), всего 27 человек.
Дети с высоким уровнем сформированности интереса к пению составляют 4 % (один человек) от общего числа детей, со средневысоким уровнем – 7% (24 человека), дети со средним уровнем 56% (15 человек), дети ниже-среднего уровня составляют 18% (пять человек), с низким уровнем – 15% (4 человека).
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер. , 2001. – 282 с.
2. Апресян, Г. З. Эстетика и художественная культура социализма / Г. З. Апресян. – М. : Изд– во Моск. ун–та, 1983. – 328 с
3. Арсеневская, О. Н. Система музыкально– оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / О. Н. Арсеневская. – Волгоград : Учитель, 2009. – 204 с.
4. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. пособие / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1983. – 255 с.
5. Давыдов, В. В. Курс лекций по общей психологии / В. В. Давыдов. – М. : Academia, 2015. – 176 с.
6. Деркунская, В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / В. А. Деркунская. – СПб. : Детство– Пресс, 2010. – 650 с.
7. Емельянов, В. В. Фонопедический метод развития голоса / В. В. Емельянов, 1999. – 176 с.
8. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста / Т. С. Комарова. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
9. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н. Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1969. – 264 с.
10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Мир и Образование, Оникс, 2008. – 1200 с.
11. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М. : Академический проект, 2006. – 400 с.
12. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : учебник / О. П. Радынова, А. И. Катинен, М. Л. Палавандашвили. – М. : Просвещение, 1998. – 223 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая рос. энцикл. , 1999. – 601 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Владос, 2009. – 720 с.
15. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : Прометей; МГПУ им. В. И. Ленина, 1992. – 270 с.
16. Филатова, Ю. О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики / Ю. О. Филатова // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 1. – С. 99– 111.
17. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования. – Минск, 2019. – 480 с.