ВВЕДЕНИЕ
1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
2. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ
3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества.
Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «Я» – физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что при наличии сегодняшнего выбора досуга дети не проявляют активного интереса к физической культуре и спорту. Темпы современной жизни и высокий уровень компьютерных технологий часто потребляют все свободное время детей и подростков, заставляя их часами и днями сидеть перед экранами без движения. Снижается иммунитет, учащаются заболевания, искривляются позвоночники. Вместо того, чтобы заниматься спортом, играть на свежем воздухе или кататься на велосипеде, ребенок сидит несколько часов перед экраном монитора или с телефоном, иногда не двигаясь в одном положении.
1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Проблема создания здорового образа жизни приобретает сегодня особую актуальность. И речь идет не только об искоренении вредных привычек, о соблюдении определенных гигиенических норм и правил: соблюдении режима работы и отдыха, питания, которое определяет физиологическое самочувствие организма. Здоровый образ жизни – это гораздо более широкое понятие, это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность, позволяют в полной мере реализовать те высокие духовные качества, которые всегда были присущи нашему народу. Здоровый образ жизни, кроме того, влияет на формирование нормального психологического климата в коллективе, способствует укреплению дружеских отношений между людьми [9, с. 23]. Это, в свою очередь, помогает каждому человеку свободно переносить психоэмоциональные трудности, легче преодолевать стрессовые ситуации, возникающие на его жизненном пути. Однако готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у человека с раннего возраста прежде всего в семье, где он родился и вырос [11, с. 76].
Любовь, забота, нежность, внимание вдохновляют взрослого человека, придают ему уверенность, оптимизм, духовную силу. Но это происходит только тогда, когда ребенок ощущает полную гармонию в семейном мире, любовь и взаимопонимание между взрослыми [17, с. 213].
Наше физическое здоровье вносит гораздо больший вклад в нашу жизнь, чем только такие атрибуты, как сила и выносливость – оно играет важную роль в эмоциях, учебе и отношениях. Тело тесно связано со всеми нашими мыслящими процессами, пониманием, эмоциями и принятием решений. Ум и тело неотделимы от нашей эндокринной системы.
Большинству требуется более серьезный опыт, но слишком часто у нас есть крайности бездействия и отсутствия напряженности или неуместной интенсивности, именно эти факторы провоцируют негативное состояние организма. Речь идет о том, что как и бездействие, то есть сидячий образ жизни, так и чрезмерно большое количество физической нагрузки, могут принести непоправимый вред нашему физическому здоровью.
Менее двух столетий назад физическая активность снизилась на 20% в Великобритании и на 32% в США, на 35 % в нашей стране, в Китае снижение физической активности составляет 45% менее чем за одно столетие. Транспортные средства, машины и технологии теперь заменили движения человека. То, что мы делаем в наше свободное время, не приближается к тому уровню движений, что мы потеряли.
2. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ
Преимущества регулярных физических упражнений и активного образа жизни неоспоримы – они играют ключевую роль в улучшении кардио-респираторного фитнеса, поддержании физических функций и коррекции биологических факторов риска, таких как гипертония и высокий уровень холестерина. Регулярная физическая активность способствует росту и развитию и имеет много преимуществ для физического, психического и психосоциального здоровья, что, несомненно, способствует хорошему самочувствию.
В частности, физическая активность снижает риск сердечных заболеваний, сахарного диабета, остеопороза, высокого кровяного давления, ожирения и метаболического синдрома; улучшает различные другие аспекты здоровья, в том числе аэробные способности, мышечную и костную силу, гибкость, инсулиновую и жировую чувствительность; снижает стресс, тревогу и депрессию [3, с. 301].
Физическая активность может улучшить психическое здоровье, уменьшая и предотвращая такие состояния, как беспокойство и депрессия, а также улучшая настроение и другие аспекты хорошего самочувствия.
Программирование физической активности, специально разработанное для этой цели, может улучшить психосоциальные результаты, такие как самоуважение, социальное поведение, целенаправленная ориентация и, прежде всего, самооценка. Эти качества, в свою очередь, являются важными детерминантами нынешнего и будущего участия в физической активности.
Оседлый образ жизни, например, работа в офисе или просмотр телевизора, способствует возникновению рисков для здоровья в связи с их влиянием на физическую активность.
Поведение, связанное со здоровьем, и факторы риска заболевания отслеживаются с детства до взрослого возраста, что указывает на то, что ранние и нынешние возможности для физической активности необходимы для получения максимальной пользы для здоровья.
Для того чтобы программы физической активности были эффективными, они должны согласовываться с предсказуемыми изменениями в возможностях детства и двигательных навыках, которые влияют на деятельность, в которой они могут успешно участвовать [12, с. 246].
Частые приступы физической активности в течение дня приносят краткосрочные плюсы для умственного и когнитивного здоровья, а также предоставляют возможности практиковать навыки и укреплять физическое состояние, которое способствует постоянному вовлечению в физическую активность.
3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье – главная ценность жизни, оно занимает высшую ступень в иерархии человеческих потребностей. Здоровье является одной из важнейших составляющих человеческого счастья и одним из ведущих условий успешного социально-экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственного, духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
По мнению ведущих российских ученых, это определение не является конкретным. Например, А.Г. Щедрина предлагает следующую формулировку: «Здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его положительные и отрицательные показатели), которое развивается в конкретной социальной и экологической среде и позволяет человеку выполнять свои биологические и социальные функции».
Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике как нечто заданное, т.е. здоровье либо есть, либо его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении подчеркивается, что здоровье является генетически запрограммированным. И то, осуществляется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. от биологической среды и воспитания), под влиянием которых человек будет жить и развиваться. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), но формируется в ходе длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки [25, с. 276].
Здоровый образ жизни – это тот образ жизни, который помогает сохранить и улучшить здоровье и благополучие населения.
Многие правительственные и неправительственные организации работают над пропагандой здорового образа жизни. Они измеряют преимущества здорового образа жизни с критическими показателями здоровья, включая вес, уровень сахара в крови, кровяное давление и уровень холестерина в крови. Здоровый образ жизни – это пожизненный эффект.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: «плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.
Приобщение к активной двигательной деятельности нужно начинать в малом возрасте. Так как высокие способности детей к овладеванию новыми движениями постепенно утрачиваются или одновременно с процессом взросления. С наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной системы овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и физических затрат. Ребенок обладает не только большой пластичностью мозга, но и высокой податливостью (чувствительностью) к специфическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно-физического роста и развития тренированности.
1. Агаджянн, Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджянн, Н.Н. Шабатура. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 208 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 64 с.
3. Андреев, Ю.А. Три кита здоровья / Ю.А. Андреев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 336 с.
4. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет / В.И. Белов. – М.: Химия, 2003. – 400 с.
5. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Кн. для всех / С.Б. Белогуров. – СПб.: Бином; Невский Диалект, 2008. – 125 с.
6. Доскин, В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьевна. – М.: Медицина, 2001. – 112 с.
7. Дильман, В.М. Четыре модели медицины / В.М. Дильман. – Л., 2007. – 287 с.
8. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие / В.И. Ильинич. – М.: АО «Аспект Пресс», 2005. – С. 84
9. Искусство быть здоровым: Ч. 2 / Чайковский А.М., Шенкман С.Б. – 2-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – С. 38.
10. Казьмин, В.Д. Курение, мы и наше потомство / В.Д. Казьмин. – М.: Сов. Россия, 2009. – 63 с.
11. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.. 1970. – 165 с.
12. Коростелев, Н.Б. От А до Я. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 2007. – 342 с.
13. Коростелев, Н.Б. Воспитание здорового школьника / Н.Б. Коростелев. – М., 2006. – 298 с.
14. Лаптев, А.П. Береги здоровье смолоду / А.П. Лаптев. – М.: Медицина, 2008. – 180 с.
15. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левтов. – М.. 2004. – 276 с.
16. Макарова, О. Вместе – здорово / О. Макарова // Молодежная газета. – 2005. – № 32. – С.25-29
17. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении / В.В. Марков. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 341 с.
18. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002. – 365 с.
19. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. –277 с.
20. Савченко, Т. Кросс нации – забег к здоровью / Т. Савченко // Молодежная газета. – 2005. – №37 (9691). – С. 46-48
21. Советский энциклопедический словарь. – М., 1980. – 564 с.
22. Станкин, М.И. Спорт и воспитание подростка / М.И. Станкин. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 245 с.
23. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
24. Ушакова, Т. Мы – за здоровый образ жизни / Т. Ушакова // Молодежная газета. – 2005. – № 38. – С. 26-28
25. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 435 с.