ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом физическая активность и спорт все в большей степени проникают в повседневную жизнь людей, – повсеместно возрастает количество спортивных клубов и организаций, увеличивается число людей, приобщающихся к спорту, растет количество и качество спортивных средств массовой информации. В условиях глобализации экономических отношений, свободы передвижения людей и обмена информацией, постоянно увеличивается число спортивных болельщиков, присутствующих на соревнованиях лично, наблюдающих за ними по телевидению, слушающих радиотрансляции или обращающихся к компьютерным сетям.
На настоящем этапе развития общества пересматриваются ориентиры физического развития подрастающего поколения в результате чего совершенствуется Концепция физического развития в государственном масштабе, в частности и в дошкольных учреждениях. На первый план выходит проблема экологизации и гуманизации образования в целом и физического в частности. Ориентир выставлен на мотивацию и формирование здорового образа жизни начиная с детского возраста, осознания потребности в двигательной активности и ведении здорового образа жизни. Достижение данных целей невозможно без формирования здорового образа жизни всей семьи, поскольку дети воспринимают родителей, как самый значимый и действенный ориентир.
Физическое воспитание является открытой системой. Поэтому под влиянием изменения социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы трансформации системы взглядов, определяющих его целевые установки, содержание и педагогические технологии. Определяющим в этой системе взглядов является отношение к человеку.
Таким образом, на стыке необходимости и мотивированности для занятий спортом и оздоровительной физической культурой, а также интереса и причастности к спортивным событиям, росте социальной роли спортсменов, как социально значимых ориентиров в обществе, возникает целая индустрия спортивного маркетинга.
Спортивный маркетинг и диктует, в конечном счете, организацию оказания фитнес услуг населению в современном обществе. Однако, в основу оказания данных услуг ложатся общие принципы занятий оздоровительной физической культурой, ее направления и методика занятий
Специалисты в области маркетинга спорта (М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г Сейранов) подчеркивают, что на качество физкультурно- оздоровительных услуг влияет целый ряд факторов, в числе которых: сервис, комфорт, уровень тренировочных программ.
Актуальность темы данного исследования подчеркивается неиссякаемостью тематики методик оздоровления, изменчивостью предпочтений целевой аудитории потребителей спортивных услуг, поэтому необходимо объединить основные принципы и методику организации занятий оздоровительной физической культурой и маркетинговые исследования рынка спортивных услуг для населения в современных социально-экономических условиях.
Цель данного исследования – проанализировать особенности организации фитнес услуг населению в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- систематизировать теоретико-методологические основы направлений оздоровительной физической культуры;
- изучить особенности рынка физкультурно-оздоровительных товаров и услуг;
- выявить особенности организации фитнес услуг населению в современных социально-экономических условиях;
- привести основные направления развития спортивно-оздоровительных методик современных фитнес центров.
Объектом данного исследования являются фитнес услуги.
Предметом является - особенности организации фитнес услуг населению в современных социально-экономических условиях.
Для достижения цели и решения задач использовались общенаучные и конкретные методы, а также сравнение и наблюдение, ретроспективный анализ литературных источников по теме исследования.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИТНЕСА
1.1 Оздоровительно-рекреативная физическая культура
Оздоровительно-рекреативная физическая культура как вид физкультурной деятельности - это не столько физический, двигательный способ существования живого существа, сколько способ всестороннего развития и совершенствования человека, личности. Поэтому, прежде всего в ее основе лежит сознательное, научно организованное неоднократное применение движений и действий, соответствующих задачам определенного вида физического развития и совершенствования [12, с.14].
На современном этапе развития общества оздоровительно-рекреативная физическая культура - это добровольный, организованный и самоорганизованный, сознательно управляемый процесс обеспечения отдыха, развлечения, восстановления, развития и совершенствования адаптационных, физических и психоэмоциональных возможностей человека средствами физической культуры с целью оптимального его функционирования в природной, бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности.
Задачи оздоровительно-рекреативной физической культуры:
– способствовать повышению, восстановлению и поддержанию функциональных возможностей человека,
– улучшению физической подготовленности,
– увеличению адаптационного резерва основных систем организма, полноценному отдыху за счет переключения видов деятельности.
Исходя из вышесказанного, именно оздоровительно-рекреационная физическая культура, является основой для организации современных фитнес программ и более всего отвечает направленности потребителей физкультурно-оздоровительных услуг спортивных комплексов.
В структуре средств оздоровительно-рекреативной физической культуры можно выделить общие и специфические. К первым относятся физические упражнения, оборудование, тренажеры, спортивные сооружения; ко вторым - природные и гигиенические факторы, гидро- и физиопроцедуры, психомышечная регуляция, массаж, закаливание.
В этой структуре средств занимают физические упражнения - специально организуемые и сознательно управляемые действия, направленные на формирование различных физических и двигательных качеств, физическое воспитание и оздоровление в целом (Приложение А).
Эффективность применения физических упражнений связана с включением в их процесс технических средств.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИТНЕС УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
2.1 Сегментация потребителей физкультурно-оздоровительных услуг по факторам выбора и мотивации пользования услугами
Можно выделить 4 сегмента потребителей спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.
Сегмент «А»
Доля мужчин и женщин в сегменте примерно одинакова (51 %> женщин и 49 %> мужчин). Основными целями занятий физической культурой и спортом являются:
- желание укрепить здоровье;
- получить положительные эмоции;
- похудеть и повысить внешнюю привлекательность.
При этом доля желающих укрепить здоровье с помощью физической культуры и спорта выше, чем в других сегментах. Наиболее популярные виды спорта: плавание, фитнес, силовые виды спорта.
Основными факторами выбора спортивного объекта для данного сегмента являются удобство расположения, доступная стоимость услуг и наличие системы скидок.
Большинство представителей сегмента занимаются спортом 2—3 раза в неделю. Большинство представителей данного сегмента имеют высшее образование.
Сегмент «Б»
Доля мужчин и женщин в сегменте примерно одинакова (51 % женщин и 49 % мужчин). В данном сегменте большая доля людей старшего возраста, чем в других сегментах.
Основными целями занятий физической культурой и спортом являются:
- желание укрепить здоровье;
- получить положительные эмоции;
- похудеть и повысить внешнюю привлекательность.
Наиболее популярные виды спорта: плавание, фитнес, силовые виды спорта. Большинство представителей данного сегмента занимаются спортом 2—3 раза в неделю.
Представители данного сегмента выше, чем представители других сегментов, оценивают свой спортивный объект по характеристике «удобный график работы». Основными факторами выбора спортивного объекта для данного сегмента потребителей являются возможность заниматься различными видами спорта в одном месте и наличие дополни-тельных услуг
В данном сегменте выше, чем в других, доля имеющих среднее специальное образование, женатых/замужем, имеющих детей старше 18 лет.
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ФИТНЕС ПРОГРАММ
Понятие физкультурно - оздоровительная технология объединяет процесс использования средств физического воспитания в оздоровительных целях и научную дисциплину, разрабатывающую основы методики построения физкультурно - оздоровительного процесса.
Практическим проявлением физкультурно - оздоровительных технологий в физическом воспитании являются разнообразные фитнес - программы.
Фитнес - программы как формы двигательной активности специально организованы в формах групповых и индивидуальных занятий, имеют как оздоровительно - координационный направленность (снижение риска развития заболеваний, достижения и поддержания определенного уровня двигательных качеств), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решение двигательных и спортивных задач на высоком уровне.
В структуре любой - либо фитнес - программы выделяют следующие части: разминка, аэробная часть, кардиоресператорный компонент, силовая часть, компонент развития гибкости, заключительная часть. Наиболее рас распространены фитнес - программы, созданные на использовании видов двигательной активности аэробной направленности.
Виды фитнес-программ аэробной направленности:
- Роуп-скипинг - представляет комбинации различных прыжков, акробатических и танцевальных элементов с одной или двумя скакалками, выполняемых индивидуально или в группах. Программа является одной из самых доступных и эмоциональных видов двигательной активности, позволяет Эффективное влиять на важные группы мышц, укрепить сердечно - сосудистую и дыхательную систему, корректировать массу тела, развивать общую и специальную скоростную выносливость, силовые качества, ловкость и координацию движений.
- Памп-аэробика - направление танцевальной аэробики с использованием спортивных снарядов (перекладины, мини - штанги, гантели, амортизаторы).
- Слайд-аэробика - программа различной физической подготовки на основе латеральных (боковых) движений ногами, заимствованные из конькобежного спорта.
Упражнения слайд - аэробики повышают силу и координацию мышц ног, развивают выносливость, является эффективным средством регулирования массы тела.
- Фитбол-аэробика - комплекс разнообразных движений и статических поз с сопротивлением на специальный мяч.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спортивный маркетинг является новым, но весьма перспективным и активно развивающимся направлением. Спорт всегда пользовался огромной популярностью, но, с точки зрения коммерческой пользы, до недавних пор, его мало кто рассматривал. По мере повышения конкуренции особую роль в сфере рекламы и маркетинга стал играть эмоциональный контакт с потребителями. И в этом отношении спорт является наиболее эффективным маркетинговым инструментом. Чувства и эмоции, переживаемые болельщиками на состязаниях, легко трансформировать в эффективные рекламные и маркетинговые компании. Позиционирование товаров и брендов наиболее позитивно воспринимается при таком виде коммуникации. Бесспорным преимуществом спорта в сфере рекламных технологий можно считать гарантированный контакт с целевой аудиторией, и яркая эмоциональная окраска сообщения.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы, что построение грамотной маркетинговой системы на предприятии физкультурно-оздоровительной направленности позволяет определить потребительские свойства физкультурно-оздоровительных услуг, имеющие наибольшее значение для потребителей при выборе места занятий; проанализировать стабильность членской базы клубов, участвующих в исследовании; определить потребительские свойства физкультурно-оздоровительных услуг, оказывающие наибольшее влияние на мотивацию занимающихся фитнесом к регулярным оздоровительным тренировкам.
Полученные результаты позволяют констатировать, что своевременно проведенные комплексные маркетинговые исследования способствуют повышению эффективности управления, позволяют корректировать работу клуба, влияют на мотивацию потребителей, что в конечном итоге повышает стабильность членской базы.
Оздоровительно-рекреативная физическая культура направление оздоровительной физической культуры, которое направленно на скорейшее физическое и психологическое восстановление сил индивида. При этом средства оздоровительно-рекреативной физической культуры делятся на физические упражнения различного плана, методики и гигиенические факторы, к которым относится природа, климат и другие. Учитывая цели восстановления конкретного индивида необходимо учитывать характер труда и индивидуальные предпочтения, поскольку на них откладывают отпечаток возрастные, образовательные, гендерные и другие характеристики. Однако, основными средствами оздоровительно-рекреативной физической культуры являются физические упражнения во всем многообразии оздоровительных технологий и видов занятий.
Лечебная физическая культура является одним из направлений оздоровительно-реабилитационной физической культуры. Реабилитацию нужно рассматривать, как процесс восстановления после негативного воздействия нагрузок на организм, частичной или полной утрате дееспособности в результате травмы или заболевания. Лечебная физическая культура является как направлением оздоровительной физической культуры, так и самостоятельной медицинской дисциплиной. Дуализм взглядов на предмет не отменяет того, что основное средство лечебной физической культуры – это физические упражнения, как предпосылка для активизации восстановительных процессов в организме, способствующих выздоровлению.
Спортивная реабилитация – направление оздоровительно-реабилитационной физической культуры, также применяющей физические упражнения для восстановления и реабилитации спортсменов после травм различного характера и ли восстановления после тяжелого соревновательного периода. Восстановительные мероприятия после соревновательного периода обычно планируются в годичном цикле и включают в себя смену тренировочного графика, понижение нагрузок, большое количество расслабляющих гигиенических процедур, повышающих общую сопротивляемость организма с помощью оздоровительных общефизических методик.
Организация и проведение мероприятий гигиенической физической культуры должны быть должным образом подготовлена со стороны педагога организатора или самостоятельно занимающимся. В комплексы утренней гимнастики могут входить упражнения для различных групп мышц. В настоящее время актуальны такие направления как йога, пилатес, стрейчинг. В зависимости от предпочтений человек может выбрать для себя, что его более гармонично настроит на рабочий день. Комплексы физических упражнений для утренней гимнастики можно найти в сети интернет, в телепрограммах и других мультимедийных и литературных источниках. При выборе упражнений для физкультминутки или паузы нужно рассматривать возможности участвующих, их возрастной состав.
при организации работу физкультурно-оздоровительного комплекса необходимо исследовать состояние рынка спортивно-оздоровительных услуг в данном районе, поскольку потребители предпочитают посещать спортивные комплексы недалеко от дома или работы. Таким образом, смена локализации при выборе услуг будет минимальной. Изучить следует, как потенциальных конкурентов, их ассортиментную и ценовую политику, а также программы лояльности к потребителям. Главное направление изучения будет направлено на потенциальных потребителей, которых можно разделить на 4 категории в зависимости от их предпочтений, кредитоспособности, избирательности к сервису. В зависимости от этого физкультурно-оздоровительному комплексу необходимо разработать пакеты программ основных и дополнительных услуг и специальные мотивационные программы лояльности для привлечения клиентов на этапе вхождения в рынок, а также при планировании диверсификации за счет переманивания клиентов от конкурентов. Данные маркетинговые мероприятия должны сопровождаться оказанием качественного сервиса, грамотным и профессиональным кадровым и тренерским составом комплекса, чтобы уровень оказываемых услуг соответствовал ожиданиям клиентов.
В настоящее время на основании общих принципов оздоровительной физической культуры разрабатываются все новые физкультурно-оздоровительные технологии (пилатес, шейпинг, сайкл, степ-аэробика), направленные на восстановление организма и повышение его жизненного тонуса. Эти технологии строятся с использованием новых технических средств или известных в рамках какой-либо специфической деятельности методик (йога, у-шу, тай-бо, TRX). При всем многообразии, которое скорее всего, вызвано маркетинговыми предложениями оздоровительных комплексов, правила и основные принципы построения для оздоровительного воздействия на организм остаются неизменными.