ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Сущность понятия «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологические основы проявления тревожных состояний у личностей в период ранней взрослости
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ЛИЧНОСТЕЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по коррекции личностной тревожности у личностей в период ранней взрослости
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема личностной тревожности сегодня достаточно актуальна, так как именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности процессов социально-психологической адаптации и формирования адекватного представления о себе, своих личностных качеств у студентов. Повышенная личностная тревожность препятствует достижению поставленных целей, делает студента недостаточно успешным в профессиональной сфере.
В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению личностной тревожности. Проблема тревожности является актуальной на сегодняшний день, о чем свидетельствует рост научных исследований и публикаций на эту тему. Изучением тревожности занимались такие известные ученые как В.М. Астапова, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан. Среди современных исследователей тревожности можно назвать Е.Ю. Брель, Е.А. Варенникову, Г.Н. Жулина и ВС. Васькину, А.В. Микляеву и П.В. Румянцеву, А.А. Петрова и другие.
Изучением проблемы личностной тревожности у личностей в период ранней взрослости занимались немногие ученые (Л.Н. Вахрушева, И.Н. Мещерякова). Исследованию личностной тревожности личностей в период ранней взрослости также посвящено мало работ (Э.Л. Боднар, О.Ф. Григорьева, М. В. Скворцова, А.А. Старостина).
Актуальность работы обусловлена тем, что проблема личностной тревожности у личностей в период ранней взрослости является неразработанной. Открытым остается вопрос, существует ли связь между индивидуальными особенностями личностей в период ранней взрослости (личностной тревожности) и способностями к осознанию, пониманию и регулированию эмоций.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Сущность понятия «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии
Понятие «тревожность» в психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги.
Существует большое количество научных определений тревожности, но общим для всех является понимание тревожности как состояния, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта.
В настоящее время термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности человека испытывать это состояние.
Исследователи Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин отмечают, что человек, имеющий выраженную тревожность, склонен воспринимать окружающую действительность, как содержащую в себе некоторую опасность или угрозу [22, с. 95].
Анализ литературы показал, что в отечественной психологии феномен тревожности преимущественно рассматривался в качестве проявления неблагополучия, которое вызывается нервно-психическими заболеваниями или является следствием психической травмы.
Дезорганизующее воздействие тревожности на деятельность индивида показано в ряде исследований зарубежных и отечественных психологов (Х. Айзенк, Н.Д. Левитов, Р. Мэй, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Дж. Тэйлор, Ч.Д. Спилбергер и др.).
Повышенная тревожность оказывает отрицательное влияние на мотивы и цели человеческой деятельности. Так, она подменяет мотив деятельности за счет собственной побудительной силы (Л.И. Божович, А.М. Прихожан), снижает мотивацию на успех (Х. Хекхаузен), способствует утрате исходной цели (Ф.Е. Василюк), разрушает действия в стрессогенных ситуациях (А.М. Прихожан), замедляет умственную активность (Э.А. Голубева).
Субъективно переживаемая угроза способствует усилению концентрации внимания на себе и препятствует человеку сосредоточиться на выполняемом задании. Индивид не может по этой причине сосредоточиться на объекте угрозы, и это влечет дезориентацию, неадекватные реакции на угрозы и дезорганизацию деятельности. Тревожность также поражает психологическую основу самосознания личности, на которой выстраивается восприятие своего «Я» [4, с. 166].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ЛИЧНОСТЕЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является провести психологическую диагностику личностной тревожности у личностей в период ранней взрослости. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) диагностика личностной тревожности у личностей в период ранней взрослости с использованием специальных диагностических методик;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Выборка: всего в исследовании приняли участие 60 личностей в период ранней взрослости, из них 30 юношей и 30 девушек. Возраст испытуемых –19-20 лет. Возраст испытуемых 20-35 лет.
Гипотеза исследования: личностная тревожность свойственна личностям период ранней взрослости. У личностей женского пола личностная тревожность выражена в большей степени, чем у личностей мужского пола.
С целью проведения диагностики использовались следующие диагностические методики:
Методика «Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина» [28].
Цель: выявление уровня личностной тревожности.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревожность – это сложный психологический феномен; тревожность можно определить и как психическое состояние, и как личностное образование. Ситуативная тревожность представляет собой отрицательное эмоциональное состояние. Личностная тревожность – это черта личности, отражающая предрасположенности личности испытывать беспокойство. Повышенная тревожность может оказывать как дезорганизующее, так и мобилизующее воздействие. Тревожность может проявляться в открытой и скрытой форме. Личностная тревожность рассматривается в современной психологии как устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность индивида к тревоге, предполагает наличие у него тенденции воспринимать широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Механизм формирования личностной тревожности представлен тем, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности. Личностная тревожность с одной стороны, является фактором, дезорганизующим деятельность, с другой – представляет собой фактор оптимального приспособления человека к действительности и необходимое условие развития личности.
Внутренняя конфликтность в период ранней взрослости, неустойчивая или несформированная идентичность, низкая самооценка представляют собой внутренние психологические детерминанты личностной тревожности, которые тесно связаны между собой, опосредованы переживанием эмоционального неблагополучия в отношения со сверстниками и значимыми людьми. Неблагополучное взаимодействие личностей в период ранней взрослости со значимыми людьми является причиной депривации доминирующих потребностей данного возрастного периода (эмоциональное благополучие, высокое положение среди сверстников, самоутверждение), деструктивных изменений в «Я-концепции» и, как следствие, личностной тревожности.
1. Ананина, Л. В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л. В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М., 2017. – С. 143-147
2. Андреева, И. Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально-психологических характеристик подростков : автореферат дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / И. Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с
3. Астапов, В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
4. Березин, Ф. Б. Психическая адаптация и тревога / Ф. Б. Березин // Психические состояния. – СПб., 2000. – С. 219–229.
5. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
6. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. – 244 с.
7. Земницкая, Ю. С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю. С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22-23.
8. Иванова, О. Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О. Н. Иванова, В. Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
9. Калинина, Ю. С. Психологическая коррекция и профилактика в работе с тревожными подростками / Ю. С. Калинина // Социально-психологические вызовы современного общества. – М., 2017. – С. 160-166.
10. Карамзина, У. А. Тревожность детей школьного возраста / У. А. Карамзин, Р. А. Атласова // Научные исследования : от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 163-164.
11. Коновалова, К. В. Причины появления школьной тревожности / К. В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
12. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность / Сост. В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – С. 78– 88.
13. Лютова Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : Речь, 2006. – 430 с.
14. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2007. – 248 с.
15. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Р. Мэй // Тревога и тревожность / Под ред. В. М. Астапова. – СПб. : Питер, 2001. – С. 215–224.
16. Нечаенко, И. Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И. Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
17. Петров, А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А. А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
18. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
19. Самитова, О. В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей младшего школьного возраста : автореф. дис. канд. психол. наук / О. В. Самитова. – Астрахань, 2002. – 17 с.
20. Солынин, Н. Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н. Э. Солынин, Е. П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
21. Спилбергер, Ч. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 295 с.
22. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 94–106.
23. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. – М. : Педагогика, 1986. – 243 с.
24. Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.