ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
1.1 Сущность заработной платы, принципы её построения и функции
1.2 Методы государственного регулирования оплаты труда
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования оплаты труда
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТРАНСГРУЗЛОГИСТИК»
2.1 Нормативно-правовое регулирование оплаты труда в организациях Республики Беларусь
2.2 Краткая характеристика ООО «Трансгрузлогистик»
2.3 Оплата труда на ООО «Трансгрузлогистик»
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТРАНСГРУЗЛОГИСТИК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Под государственным регулированием оплаты труда понимается процесс внесения изменений в условия и организацию оплаты труда (посредством разработки и обеспечения реализации нормативно-законодательных актов), которые обеспечивают выполнение оплатой труда и заработной платой своих экономических функций в принятой обществом экономической модели и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом
Одним из фундаментальных требований к системам оплаты труда на предприятии является то, чтобы они обеспечивают равную оплату за равный труд. Это, в свою очередь, требует, чтобы показатели, используемые для учета результатов труда, позволяли оценивать как количество и качество труда наемных работников, так и устанавливать нормы, соответствующие этим показателям.
Актуальность изучения данной темы выражена тем, что проблема регулирования оплаты труда – одна из ключевых в белорусской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности экономики, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе. Правильная организация системы оплаты труда обеспечивает наиболее эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, способствует такому сочетанию людей и техники в едином производственном процессе, при котором работа организации является эффективной и прибыльной.
Цель курсовой работы – провести исследование государственного регулирования оплаты труда на предприятии ООО «Трансгрузлогистик» и предложить пути его совершенствования.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить сущность, принципы построения и функции заработной платы;
- рассмотреть методы государственного регулирования оплаты труда;
- рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования оплаты труда;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование оплаты труда в организациях Республики Беларусь;
- дать краткую экономическую характеристику ООО «Трансгрузлогистик»;
- рассмотреть оплату труда на предприятии ООО «Трансгрузлогистик»;
- предложить пути совершенствования организации оплаты труда.
Объектом исследования являются общие отношения, связанные с государственным регулированием оплаты труда работников.
Предметом исследования является организация оплаты труда в ООО «Трансгрузлогистик».
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, наблюдение, сравнение, группировка.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
1.1 Сущность заработной платы, принципы её построения и функции
Согласно Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время [17, с. 97].
Заработная плата – это цена, уплачиваемая работником за использование его работы. В совокупном доходе населения он занимает главное место. Его стоимость определяется рынком труда, т.е. спросом и предложением на рабочую силу. Конкурентный механизм как работодателей, так и работников определяет текущую стоимость работы. Чем выше конкуренция на рынке труда, тем эффективнее рыночная система и экономика.
Чем эффективнее экономика, тем выше цена труда для уровня жизни населения. В ситуации с неэффективной экономикой не может быть высокой заработной платы. Их размер зависит от степени развития производительных сил общества, производительности труда, их организации, научно-технического процесса. Верхний предел заработной платы в рыночной экономике не ограничен. [9, c. 53].
Зарплата как экономическая категория выполняет следующие функции.
1. Воспроизводственную путем предоставления работнику адекватного потребления материальных товаров и услуг, достаточных для расширенного воспроизведения произведения. Заработная плата должна быть достаточной для удовлетворения физических и умственных потребностей работника и его семьи, включая материальную поддержку для развития рабочей силы и профессионального развития работника.
2. Стимулирующая – содействие эффективному и выгодному использованию рабочей силы обеспечит материальные условия для функционирования экономики. Заработная плата должна быть тесно связана с результатами работы работника и основными задачами, которые работодатель выполняет в ходе своей работы. Основным принципом реализации стимулирующей функции является дифференциация заработной платы по критериям производительности труда и эффективности труда.
3. Регулирующую, влияющую на рыночную среду (масштабы спроса и предложения на промышленные товары, а также занятость и трудовая миграция). Она используется как наиболее важный инструмент для регулирования социально-экономических процессов в экономике [16, c. 47].
Принципы организации заработной платы являются объективными, научно обоснованными положениями, которые отражают деятельность экономических законов и направлены на более всестороннюю реализацию функций заработной платы.
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТРАНСГРУЗЛОГИСТИК»
2.1 Нормативно-правовое регулирование оплаты труда в организациях Республики Беларусь
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы оплаты труда в Республике Беларусь:
- Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (с изм. и доп. от 18.07.2019 № 219-3);
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19.12.2002 № 166-З (с изм. и доп. от 30.12.2018 № 159-З);
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (с изм. и доп. от 30.12.2018 № 159-З)
- Некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда: Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181;
- Об утверждении рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104;
- Об установлении тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2016 № 146;
- Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливноэнергетических и материальных ресурсов: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 22.02.2012 № 27/13;
- Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности: Постановление Министерства труда и социальной защиты от 28.02.2012 № 29 и др.
Также для регулирования вопросов оплаты труда непосредственно на предприятии издаются локальные нормативные акты, такие как Коллективный договор, Положение об оплате труда, Положение о премировании и др.
Государственные гарантии в области оплаты труда закреплены в статье 56 Трудового кодекса Республики Беларусь. К ним относятся:
- величина минимальной заработной платы в Республике Беларусь;
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТРАНСГРУЗЛОГИСТИК»
В Республике Беларусь настоящее время законодательством для организаций в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, в том числе и с использованием зарубежного опыта.
Так, 1 ноября 2011 г. вступило в силу Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104 «Об утверждении Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях». С 1 июня 2011 г. коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников.
Способы установления размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС были предусмотрены документом (Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 11.07.2011 N 67), вступившим в силу 11 июля 2011 г. [15]. Однако механизм их формирования прописан не был. Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 21.10.2011 N 104) (далее – Рекомендации) содержат не только порядок формирования гибких систем оплаты труда, но и примеры их применения.
Рекомендации выделяют следующие виды гибких систем оплаты труда: на основе тарифной сетки, разработанной в организации; на основе комиссионной системы; на основе «плавающих» окладов; на основе грейдов.
При оплате труда на основе комиссионной системы размер заработной платы работника ставится в прямую зависимость от роста объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижения запасов готовой продукции и поступления валютной выручки и других показателей, характеризующих эффективность работы подразделения и (или) организации в целом.
Система «плавающих» окладов предусматривает установление нанимателем размеров тарифных ставок (окладов) в текущем месяце по итогам работы за предыдущий месяц с учетом личного вклада каждого конкретного работника в результаты труда. В конце месяца по результатам труда за расчетный месяц для каждого работника с учетом разработанных критериев формируется новый должностной оклад на следующий месяц.
Совершенно новой для белорусских субъектов хозяйствования является система оплаты труда на основе грейдов (далее – система грейдов). Грейд – это интервал на шкале оценок значимости определенной профессии (должности) для конкретной организации. Иными словами, каждой профессии (должности) соответствует тот или иной грейд, которому, в свою очередь, соответствует установленный диапазон количества баллов и диапазон тарифных ставок (окладов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заработная плата является определяющим фактором мотивации труда, которая представляет собой материальный стимул для работника к активной деятельности, направленной на достижение целей организации. Заработная плата выполняет следующие функции: воспроизводственная, регулирующая, стимулирующая.
Воздействие государства на оплату труда может быть прямым и косвенным.
Мировой опыт подтверждает необходимость государственного регулирования рынка труда. Однако конкретные меры воздействия государства на решение проблем занятости зависят от особенностей национальной экономики, сложившейся в стране социально-экономической ситуации.
В Республике Беларусь разработано множество нормативно-правовых актов в области регулирования оплаты труда, основным из которых является Трудовой кодекс.
Правовое регулирование оплаты труда в Республике Беларусь включает установление минимальной заработной платы, минимального потребительского бюджета (МПБ), бюджета прожиточного (физиологического) минимума (БПМ), налогообложение заработной платы физических лиц.
По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Трансгрузлогистик» в 2017-2019 гг. сделаны следующие выводы:
− по методике оценки платежеспособности, согласно Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, ООО «Трансгрузлогистик» являлось в 2017-2018 годах платежеспособной и финансово устойчивой организацией, так как все рассчитанные коэффициенты платежеспособности соответствовали своим нормативным значениям, указанным в постановлении Совета Министров Республики Беларусь «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»;
− в 2019 году за счет привлечения значительной суммы долгосрочных кредитов для приобретения основных средств коэффициент обеспеченности обязательств активами превысил нормативное значение. Это означает значительную финансовую зависимости организации от внешних источников финансирования, от банка;
− выручка от реализации продукции в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась в действующих ценах на 17 тыс.р. или на 3,5 % и снизилась в сопоставимых ценах на 20 тыс.р. или на 4,2 %, в а в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась как в действующих, так и в сопоставимых ценах на 135 тыс.р. или на 27, 2 % и на 87 тыс.р. или на 19,1 %, соответственно. Это означает, что рост выручки от реализации произошел не только под действием инфляции, но и за счет роста физического объема оказываемых услуг по перевозке грузов;
1 Акулич, В. А. Оценка эффективности использования средств на оплату труда / В. В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 2. – С. 37-43.
2 Акулич, В. В. Анализ использования фонда оплаты труда / В. В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 7. – С. 45-50.
3 Архипенко, Д. Грейдирование: мотивируем работников с учетом личного вклада каждого / Д. Архипенко // Юрист. – 2016. – № 10. – С. 91-100.
4 Борисенко, Н. Все об оплате труда / Н. Борисенко // Кадровик. Управление персоналом. – 2015. – № 5. – С. 49–56.
5 Вашкевич, Н. Ф. О труде и заработной плате от "С" до "Э" / Н.Ф. Вашкевич, А.А. Фандо // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. – № 3. – С. 18–29.
6 Вашкевич, Н. Ф. О труде и заработной плате: от "А" до "М" / Н.Ф. Вашкевич, А.А. Фандо // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. – № 1. – С. 24–37.
7 Витун, С. Е. Понятие категории «заработная плата» и реализация ее функций в современных условиях в Республике Беларусь / С. Е. Витун, А. Л. Воронович // Экономика и управление. – 2018. – № 1. – С. 27–33.
8 Гараева, А. Внедряем систему оплаты труда на основе грейдов / А. Гараева // Главный бухгалтер. – 2015. – № 8. – С. 26–33.
9 Егоров, В. Ф. Экономика предприятия : учебник / В. Ф. Егоров. – СПб. : Питер, 2017. – 352 с.
10 Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: пост. М-ва финансов Респ. Беларусь и М-ва экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011г. №140/206 (с изм. и доп. от 4.10.2017г. №33/23) //Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/
11 Клеванович, С. Минимальная заработная плата: основные понятия / С. Клеванович // Кадровик. Управление персоналом. – 2018. – № 20. – С. 55–58.
12 Мосько Т. В. Зарубежный опыт регулирования рынка труда // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – №1 (19). – С. 237-243.
13 Новикова, И. Н. Регламентация вопросов оплаты труда в трудовом договоре и локальных нормативных актах / И. Н. Новикова // Налоги Беларуси. – 2016. – № 9. – С. 47–61.
14 Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. №1672 (с изм. и доп. от 22.01. 2016 г. № 48) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/
15 Об утверждении Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/
16 Одегов, Ю. Г. Экономика труда : учебник / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. – М. : Волтерс Клувер, 2017. – 800 с.
17 Трудовой кодекс Республики Беларусь: 26 июля 1999 г., № 296–З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.:
одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2019 № 219-3 // ЭТАЛОН [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by/
18 Тур, В. М. Зарубежный опыт применения форм и систем оплаты труда / В. М. Тур // Труды БГТУ. – 2016. – № 7. – С. 113-116.
19 Шарапанюк, В. В. Особенности регулирования системы оплаты труда. Зарубежный опыт // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 377-380.
20 Шкель, А. Н. Государственные гарантии в области оплаты труда / А. Н. Шкель // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. – № 2. – С. 33-37.
21 Шлендер, П. Э. Экономика трудовых ресурсов : учеб. пособие для вузов / П. Э. Шлендер. – М. : Вузовский учеб., 2018. – 302 с.