ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство
1.3 Особенности функционирования бюджетов в зарубежных странах
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕНННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика основных направлений бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Состояние экономики государства, её перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга – агрегированной характеристикой этого дефицита.
Бюджет любого государства представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год. Согласно этому законодательному акту страна живет в течение всего года; вся деятельность любой власти подчинена одному – разработке, принятию и исполнению этого документа.
Государственный бюджет как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особенное значение приобретает в условиях рыночной экономики. Его основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами выполнение общегосударственных программ и мероприятий. В этой связи бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо и выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия дефицита и профицита бюджета.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Объект исследования — государственный бюджет.
Предмет исследования — состояние государственного бюджета Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – рассмотрение государственного бюджета, предложение путей совершенствования формирования доходной базы государственного бюджета Республики Беларусь
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
- изучить сущность государственного бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода;
- изучить бюджетную систему Республики Беларусь и бюджетное устройство;
- изучить особенности функционирования бюджетов в зарубежных странах;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе;
- провести анализ доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь;
- предложить пути совершенствования формирования доходной базы государственного бюджета Республики Беларусь.
Основными методами, используемыми при написании курсовой работы, являются метод сравнительного анализа, графический метод.
Теоретическую и информационную базу исследования составляют материалы зарубежной и отечественной литературы, статистические и информационные материалы Республики Беларусь, а также научные публикации по данной теме.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Во всех формациях государственный бюджет играл важную роль в выполнении функций государства. Как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особое значение он приобретает в условиях рыночной экономики.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, поли- тика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие.
Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется государственным бюджетом.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в целую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями национального хозяйства и населением [17, с. 34].
Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ресурсов и его использования на общегосударственные расходы [6, с. 18].
Характер перераспределительных финансовых отношений в данном случае обусловлен произошедшим первичным распределением общественного продукта и его реализацией через цену как форму выражения финансовых отношений. В результате реализации продукта начинается расщепление чистого дохода как самостоятельной и обособленной части валового внутреннего продукта.
Началом перераспределения чистого дохода служит момент его отчисления в форме налогов и других платежей в доход бюджета, а также в целевые бюджетные фонды в порядке, строго регламентированном государством.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕНННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика основных направлений бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе
Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.
С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.
В Республике Беларусь преимущественно используется формирование бюджета на основе постатейного бюджетирования. Такая система характеризуется высокой централизацией управления общественными финансами и строгим контролем за целевым расходованием финансовых ресурсов.
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита, которая носит «потребительский» характер. Это означает, что значительная часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, сфер управления и обороны, а также нерентабельных предприятий государственного сектора. Основная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход к активной форме бюджетного дефицита, означающей избирательное финансирование только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу, причем по мере получения определенного эффекта.
Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2020 год и плановый период подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и направлены на формирование и реализацию мер бюджетной политики в соответствии со стратегическими целями социально-экономического развития страны, а также на обеспечение стабильности экономического роста с учетом основных приоритетов устойчивого развития.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны, который в свою очередь определяет многие параметры ее развития на предстоящий год. Государственный бюджет выступает для государства средством формирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач. Благодаря бюджету происходит воздействие государства на развитие различных макроэкономических процессов таких как: укрепление социальной сферы, экономический подъем страны, ускорение темпов научно-технического прогресса, переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение безработицы и увеличение занятости.
Финансовые рычаги, такие как государственные инвестиции, налоги, бюджетный кредит и бюджетное финансирование – дают возможность государству более качественно и существенно влиять на развитие хозяйства страны, способствовать развитию целесообразной структуры рабочих мест на рынке труда, а так же позволяет ускоренно влиять на обновление основных производственных фондов.
В развитии глобальной экономики в последние десятилетия происходят существенные изменения, затрагивающие как структурно-институциональные, долгосрочные факторы экономического роста, так и текущую конъюнктуру мирового товарного и финансового рынков. Все это оказывает непосредственное влияние на ситуацию в экономике и бюджетной системе Республики Беларусь. Как известно, экономика страны является малой индустриальной и тесно связана с внешним миром, и результаты проводимой в республике внутренней экономической политики, включая бюджетную, зависят не только от внутренней ситуации, но и от состояния внешних условий.
Бюджетная политика в Беларуси является во многом закрытой для общественного контроля, независимого аудита и анализа. Отсутствие четкой координации между институтами государственной фискальной системы приводит к нерациональным, затратным инвестиционным решениям, искажениям в структуре производства и занятости. Доминирование государства приводит к вытеснению частных инвестиций и разрушению многих перспективных сфер создания рабочих мест.
Кроме того, налоговая нагрузка распределяется крайне неравномерно. Сохраняется практика предоставления индивидуальных налоговых льгот, дотирования и субсидирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому объем государственного бюджета, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в различных странах.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными элементами, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита. Бюджетная политика направлена на сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
В 2019 г. доходы государственного бюджета составили 39139,7 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2018 г. на 1456,3 млн. руб. или 3,9 %. В целом за 2015 – 2019 гг. доходы государственного бюджета увеличились на 47,0 %. В 2019 г. расходы государственного бюджета составили 35997,5 млн. руб., что на 8,8 % выше уровня 2018 г. За 2015 – 2019гг. расходы государственного бюджета увеличились на 43,8 %. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 29,7 %, снизившись по сравнению с 2018 г. на 1,3 п.п., а по сравнению с 2015 г. – на 0,9 п.п.
Доля налоговых доходов в 2019 г. составила 84,2 %, увеличившись по сравнению с 2018 г. на 0,6 п.п. В период с 2015 по 2019 гг. удельный вес налоговых поступлений увеличился на 0,5 п.п. (с 83,7 % в 2015 г. до 84,2 % в 2019 г.). Значительный удельный вес в структуре доходов государственного бюджета приходится на неналоговые доходы, доля которых в целом сократилась с 16,0 % в 2015 г. до 11,2 % в 2019 г. В 2019 г. 4,6 % приходится на безвозмездные поступления (-1,0 п.п. по сравнению с 2018 г. и +4,2 п.п. по сравнению с 2015 г.).
1. Астапов, К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2009. — № 6. — С. 14 — 18.
2. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Том 1: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 314 с.
3. Болтинова, О.В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах: учеб. пособие / О.В. Болтинова. – М.: Профобразование, 2002. – 214 с.
4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З: в ред. Закона от 16.12.2019 № 268-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Бюджеты стран мира на 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/84_byudzhety-stran-mira-na-2019-god/.
6. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина Т.В. [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. — Минск: БГЭУ, 2010. — 211 с.
7. Кадочников, Д.В. Бюджетная система Китая на современном этапе: ключевые вызовы и направления развития / Д.В. Кадочников // Terra Economics. 2018 – Том 16. – № 3. – С. 87–105.
8. Комягин, Д.Л. Бюджетное право: учебник / Д.Л. Комягин. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 590 с.
9. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.А. Мельникова. – Минск: БГУ, 2004. – 235 с.
10. Муравьева, З.А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: учеб.-метод. комплект / З.А. Муравьева. – 2-е изд., дораб. – Минск: МИУ, 2006. – 308 с.
11. Неверов, Д. А. Бюджетно-налоговая политика: учеб. пособие / Д.А. Неверов. – Минск: БГЭУ, 2009. – С. 113–115.
12. Омирбаев, С.М. Государственный бюджет: учебник / С.М. Омирбаев, С.Ж. Интыкбаева, А.А. Адамбекова, Р.С. Парманова. – Алматы: ТОО РПИК Дэуир, 2011. – 632 с.
13. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
14. О бюджетной классификации Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 31 дек. 2008 г., № 208 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/act/postmf_311208_208.pdf.
15. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
16. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон от 04 января 2010 г. № 108-3: в ред. Закона от 18.12.2019 № 273-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Писаренко, Г.В. Теория финансов: учеб.-метод. пособие / Г.В, Писаренко. – Минск: БГЭУ, 2018. – 49 с.
18. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учебник / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2012. – 618 с.
19. Струк, Т.Г. Финансы и финансовый рынок: учеб.-метод. комплекс / Т.Г. Струк. – Минск: БГУ, 2015. – 230 с.
20. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск: МИУ, 2008. – 220 с.