ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1 Физическая реабилитация как направление в становлении здоровья подрастающего поколения
1.2 Сколиоз как результат нарушения ОДА
1.3 Особенности физической реабилитации в рамках коррекции функционального состояния детей со сколиозом
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1 Методы и способы исследования
2.2 Особенности коррекции функционального состояния детей со сколиозом средствами физической реабилитации
2.3 Оценка эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых распространенных ортопедических заболеваний является сколиоз. Частота данного заболевания от 0,5% до 20%. Общераспространенность заболевания объясняется тем, что нарушения осанки во фронтальной плоскости часто определяют как сколиоз.
Искривленность позвоночника начинает возрастать в период от 7 до 13 лет у девочек, и 8-15 лет у мальчиков. Соотношение заболеваемости: у девочек встречается в 2,5 раза чаще, чем у мальчиков. Сколиоз в большинстве случаев возникает в дошкольном возрасте и, возможно, даже у детей раннего возраста.
Осторожность к сколиозу объясняется тем, что тяжелые формы заболевания имеют существенные нарушения в ключевых системах организма, что приводит к снижению трудоспособности и продолжительности жизни и к инвалидности.
При сколиозе нарушаются функции внешнего дыхания, сердечного ритма и обменных процессов в миокарде недостаточной адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, снижение ряда показателей физического развития. Более позднее начало периода полового созревания у школьников 7-16 лет, которые больны сколиозом I и II степени.
Неправильная осанка снижает вентиляцию легких и нарушает работу сердечно-сосудистой системы, что приводит к нехватке кислорода в растущем организме, в том числе в головном мозге. Поэтому дети с искривлением позвоночника хуже учатся, быстрее устают, страдают головными болями, раздражительны.
Цель исследования – коррекция функционального состояния детей со сколиозом средствами физической реабилитации.
Объект исследования: функциональное состояние детей со сколиозом.
Предмет исследования: коррекция сколиоза физической реабилитацией.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «физическая реабилитация», «сколиоз».
2. Изучить особенности физической реабилитации в рамках коррекции функционального состояния детей со сколиозом
3. Провести исследование коррекции функционального состояния детей со сколиозом средствами физической реабилитации.
Выборка: 20 детей 10-16 лет, имеющие I степень сколиоза.
Структура и объем работы. Курсовая работа выполнена на 26 листах формата А4, состоит из трех глав. При написании работы был использован 41 литературный источник.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
1.1 Физическая реабилитация как направление в становлении здоровья подрастающего поколения
Физическая реабилитация – это использование физических упражнений и природных факторов в лечебно-профилактических целях в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности больных и инвалидов. Это неотъемлемая часть медицинской реабилитации и используется на всех этапах.
Физическая реабилитация используется в социальной и профессиональной реабилитации. Ее средства: физиотерапия, лечебный массаж, физиотерапия, механотерапия, трудотерапия. Назначение средств физической реабилитации, порядок применения их форм и методов определяется характером течения заболевания, общим состоянием пациента, сроком и стадией реабилитации, а также двигательным режимом [9, c. 53].
Физическая реабилитация – это комплекс услуг, предоставляемых только специалистом по физической реабилитации или под его руководством и контролем. Включает в себя: обследование, изучение, оценку, диагностику, прогноз, планирование ухода/вмешательства и повторное обследование.
Оценка включает:
– Обследование отдельных пациентов/клиентов или групп клиентов с фактическими или потенциальными расстройствами, двигательными расстройствами, историей функциональных расстройств, диагностика с использованием специальных тестов и измерений.
– Оценка результатов исследований отдельных пациентов/групп и/или окружающей среды на основе анализа и синтеза в рамках клинического обоснования для выявления посредников/исполнителей и препятствий на пути к оптимальному функционированию человеческого организма.
Диагностика и прогнозирование – это результат обследований и оценок. Они представляют результаты клинического обоснования и при необходимости принимают во внимание дополнительную информацию от других специалистов. Может быть выражен в виде специфической дисфункции опорно-двигательного аппарата или включать в себя комплекс дефектов, ограничение функций организма, нарушение способности к работе, расстройства вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды, расстройств.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1 Методы и способы исследования
Оценка функционального состояния и физических характеристик систем организма, ответственных за формирование осанки, в основном необходима для определения базового уровня, на основе которого разрабатываются программы физической реабилитации. Основными критериями нормализации любого вида деятельности в растущем и развивающемся организме являются возраст, пол и состояние здоровья [27, c. 152].
При этом следует учитывать, что функциональные показатели состояния тела более вариабельны и чувствительны к направленным тренировкам, а положительные сдвиги в определенных физических характеристиках и функциях достигаются намного раньше, чем изменения статических характеристик и формы тела.
Одна из важнейших биологических проблем – изучение уровня физического развития детей со сколиозом и отклонениями физического развития, особенно нарушениями осанки.
Существенной составляющей процесса физической реабилитации детей с нарушениями осанки и сколиозами является внедрение непрерывного медико-педагогического мониторинга здоровья, физического развития и функционального состояния ведущих систем организма [33, c. 176].
Существуют относительно простые методы оценки физического развития, физического здоровья детей с нарушениями осанки и сколиоза, а также изучения различных функциональных состояний тела, которые можно использовать в любой практической работе специалистов физической культуры, физической реабилитации, медицины и других.
Нами были применены следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, медико-биологические методы исследования и математическая статистика.
В результате анализа литературы по данной тематике изучены причины развития и классификации сколиоза, выявлено влияние различных средств и методов физической реабилитации на сколиоз 1 степени.
Педагогический эксперимент проводился с целью экспериментальной проверки эффективности разработанной методики коррекции сколиоза I степени у школьников. Эксперимент проходил в несколько этапов. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 10 до 15 лет. У всех детей основным заболеванием был сколиоз I степени. В начале эксперимента все дети были протестированы, и для каждого теста использовались стандартные показатели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, заболевание, вызванное врожденным нарушением соединительной ткани. Основное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости – наличие торсии позвоночника.
Этиологическая классификация различает врожденный и приобретенный сколиоз. Патогенетическая классификация сколиоза основана на выявлении основного фактора, вызывающего развитие деформации позвоночника. Большинство специалистов выделяют три группы сколиозов: дискогенные, статические (гравитационные) и нейромышечные (паралитические). Наиболее известная клинико-рентгенологическая классификация сколиозов по степени, в основе которой лежат сколиозные дуги, различающиеся формой, углом отклонения от вертикали, выраженностью торсионных изменений и устойчивостью к имеющимся деформациям.
Физическая реабилитация – важнейшая составляющая комплексного лечения. Она использует большой арсенал различных видов, таких как двигательная реабилитация на основе лечебной гимнастики, лечебного плавания (гидрокинезотерапия), лечебного массажа и несколько физиотерапевтических методов.
Двигательная реабилитация – активная форма физической реабилитации. Он помогает укрепить мышцы и тренировать их выносливость, стабилизировать или исправить сколиозную деформацию. Двигательная реабилитация детей с нарушением осанки и сколиозом основана на лечебной гимнастике и лечебном плавании.
В сочетании с двигательной реабилитацией для лечения сколиоза используются различные методы массажа, которые дополнительно укрепляют и стабилизируют функции мышечного корсета. Массаж используется в комплексном лечении сколиоза для укрепления мышц и достижения общего укрепления.
Электрическая стимуляция мышц предлагает выборочную тренировку для наиболее важных мышц или групп мышц. Поэтому при лечении сколиоза физиотерапией задача состоит в том, чтобы укрепить всю мышечную систему, а также отдельные группы мышц, чтобы уменьшить искривление или предотвратить увеличение деформации.
Оценка функционального состояния и физических характеристик систем организма, ответственных за формирование осанки, в основном необходима для определения базового уровня, на основе которого разрабатываются программы физической реабилитации. Основными критериями нормализации любого вида деятельности в растущем и развивающемся организме являются возраст, пол и состояние здоровья.
1. Амосов, В.Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых / В.Н. Амосов. – СПб. : Вектор, 2010. – 128 с.
2. Аршин, В.В. Лечение детей со сколиотической деформацией высокой степени выраженности / В.В. Аршин // Медицинская реабилитация. – 2007. - №1. – С. 23-29.
3. Белая, Н. А. Руководство по лечебному массажу / Н.А. Белая. – М. : Медицина, 1983. – 87 с.
4. Белая, Н.А. Массаж для детей / Н.А. Белая. – М. : М-ОКО, 2006. – 64 с.
5. Богданов, Ф.Р. Сколиоз / Ф.Р. Богданов. – М. : Медицина, 2004. –365 с.
6. Герцен, Д.И. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях / Д.И. Герцен. – М. : Медицина, 2001. – 328 с.
7. Готовцев, П.И. Лечебная физическая культура и массаж : учебник для учащихся мед. училищ / П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селиванов. – М. : Медицина, 2007. – 281 с.
8. Громбах, С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах / С.М. Громбах // Вопросы охраны материнства и детства. – 2003. - № 7. – С. 3-7.
9. Гукасова, Н.А. Реабилитация детей со сколиозом : учеб. пособие / Н.А. Гукасова. – М. : Медицина, 2006. – 110 с.
10. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура : учебник для вузов / В.И. Дубровский. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 624 с.
11. Дунаев, И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики) / И.В. Дунаев. – М. : ЮКЭА, 2000. – 480 с.
12. Епифанов, Е.А. Лечебный массаж : учеб. пособие / Е.А. Епифанов. – М. : ММСИ, 2007. – 116 с.
13. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура : учеб. пособие для вузов / В.А.Епифанов. – М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 559 с.
14. Епифанов, В.А. Восстановительное лечение при заболеваниях и повреждениях позвоночника / В.А. Епифанов. – М. : Медицина, 2004. – 109 с.
15. Каптелин, А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии / А.Ф. Каптелин. – М. : Медицина, 2005. – 114 с.
16. Каптелин, И.О. Лечебная физкультура / И.О. Каптелин. – М. : Медицина, 2000. – 246 с.
17. Котешева, И.А. Сколиоз позвоночника : лечение и профилактика / И.А. Котешева. – М. : Эксмо, 2004. – 272 с.
18. Коррекция нарушений осанки у школьников : метод. рек. / под ред. Г.А. Халемского. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – 62 с.
19. Кон, И.И. Лечение и обучение детей, больных сколиозом, в санаторных школах-интернатах / И.И. Кон. – М. : Медицина, 2006. – 317 с.
20. Красикова, И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение / И.С. Красикова. – СПб. : Корона.Век, 2011. – 192 с.
21. Куничев, Л.А. Лечебный массаж / Л.А. Куничев. – Киев : Вища школа, 2001. – 143 с.
22. Лечебная физкультура в детской ортопедической клинике / под ред. А.Б. Гандельсман. – СПб. : Медицина, 2001. – 105 с.
23. Лечебная физкультура и врачебный контроль : учебник для студентов мед. институтов / под ред. В.А.Епифанова, Г.А. Апанасенко. – М. : Медицина, 2002. – 256 с.
24. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте / под ред. С.М. Иванова. – М. : Медицина, 2002. – 399 с.
25. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М. : Медицина, 2003. – 400 с.
26. Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко. – СПб. : Медицина, 2007. – 143 с.
27. Лукаш, А. Сколиоз излечим. Профилактика и лечение ортопедических проблем у детей / А. Лукаш, Е. Шубина, Н.Белянчикова. – СПб. : Наука и техника, 2008. – 272 с.
28. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура : новейший справочник / И.В. Милюкова. – М. : Эксмо, 2003. – 198 с.
29. Мовшович, И.А. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза / И.А. Мовшович. – М. : Медицина, 2002. – 125 с.
30. Морфо-функциональные константы детского организма : справочник / под ред. В.А. Доскина. – М. : Медицина, 2005. – 130 с.
31. Полеся, Г.В. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей / Г.В. Полеся. – Киев, 2000. – 129 с.
32. Потапчук, А.А. Лечебная физкультура в детском возрасте / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2007. – 464 с.
33. Потапова, Н.А. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами АФК : программно-метод. комплекс / Н.А. Потапова, Л.М. Кротова, Р.Р. Гатиатулин. – М. : НЦЭНАС, 2006 – 214 с.
34. Рейзман, А.М. Лечебная гимнастика при сколиозе / А.М. Рейзман. – М. : Академия, 2000. – 112 с.
35. Рейзман, А.М. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах / А.М. Рейзман, Ф.И. Багров. – М. : Медгиз, 1999. – 140 с.
36. Труханов, А.И. Современные технологии восстановительной медицины / под ред. А.И. Труханова. – М. : Медика, 2004. – 174 с.
37. Тихвинский, С.Б. Детская спортивная медицина : руководство для врачей / под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М. : Медицина, 2001. – 260 с.
38. Фонарев, М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М.И. Фонарева. – Спб. : Медицина, 2004. – 360 с.
39. Цивьян, Я.Л. Сколиотическая болезнь и ее лечение / Я.Л. Цивьян. – М. : Медицина, 2002. – 221 с.
40. Шорин, Г.А. Консервативное лечение сколиоза : учеб. пособие / Г.А. Шорин, Т.И. Попова, Р.М. Полякова. – Челябинск : Из-во ЮУрГУ, 2000. – 131 с.
41. Шорин, Г.А. Лечение сколиоза физическими методами : учеб. пособие / Г.А. Шорин, А.В. Шевцов. – Челябинск : Из-во ЮУрГУ, 2002. – 88 с.