ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Организация и особенности проведения уроков по плаванию с детьми младшего школьного возраста
1.2 Физические и психические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Влияние плавания на организм детей младшего школьного возраста
Глава 2 ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Разработка комплекса упражнений по обучению плаванию детей младшего школьного возраста
3.2 Анализ результатов экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Плавание отличается от всех видов циклического спорта тем, что им можно заниматься практически с рождения, что, несомненно, создает возможности для занятий по плаванию уже в детском саду. Плавание - это вид физической активности, который часто обеспечивает его безопасность. Получение навыков плавания особенно важно для детей младшего школьного возраста, так как именно в это время происходит наиболее интенсивная тренировка знаний, умений и навыков. С этого возраста связано и глобальное ментальное новообразование - произвольность ментальных процессов и поведения, которая проявляется в способности контролировать свою ментальную и двигательную активность.
Объект исследования: процесс обучения плаванию детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование навыков плавания у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: проанализировать процесс обучения и значимость плавания в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
1. Изучить специализированную научно-методическую литературу по вопросам по вопросам обучения плаванию детей младшего школьного возраста.
2. Разработать содержание занятий начального обучения плаванию с использованием экспериментального комплекса упражнений в структуре занятий плаванием с детьми младшего школьного возраста.
3. Оценить эффективность использования экспериментального комплекса упражнений в структуре занятий плаванием с детьми младшего школьного возраста.
Глава 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Организация и особенности проведения уроков по плаванию с детьми младшего школьного возраста
В настоящее время в нашем государстве и за рубежом накоплен внушительный опыт проведения обучающих занятий по плаванию для разных групп по возрасту и полу. Многочисленные методические и педагогические пособия содержат рекомендации по организации обучения спортивной технике в плавании [7, с. 125].
Одним из наиболее важных факторов успешного образования является правильно выбранная программа, профессиональный уровень обучения и наличие необходимых условий обучения (бассейн, оборудование, и температура воды). Личность обучаемого, которая характеризуется: возрастом, полом, генетическими тенденциями и характером, функциональностью систем организма и физического развития, уровнем развития физических качеств и психологических свойств, является фундаментальной и влияет на качество обучения. Все вышеуказанные параметры в той или иной степени вовлечены в развитие навыков плавания. Однако их роль не ясна, и некоторые из них недостаточно изучены [14, с. 341].
Плавание как средство укрепления здоровья оказывает глубокое воздействие на организм детей и способствует всестороннему физическому развитию, формированию осанки, укреплению нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем и профилактике простудных заболеваний . Купание, игры в воде положительно влияют на полноценное развитие ребенка. Напряжение и расслабление различных мышц чередуются во время плавания, что повышает их работоспособность и силу [2, с. 19].
Научные исследования и практический опыт показывают, что физические качества на этапе начального обучения должны помочь решить проблему развития специальных двигательных навыков в плавании - плавательных навыков. При обучении следует учитывать возрастные характеристики организма обучающихся.
Глава 2 ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из цели работы, был проведен педагогический эксперимент установления уровня физического состояния младших школьников.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом был проведен анализ научно-методической литературы, определены цель и задачи исследования и сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе был проведен эксперимент.
На третьем этапе были проведены анализ и интерпретация результатов исследований.
Задачи экспериментального исследования:
1. Определить сроки овладения плавательных упражнений детьми в возрасте от 6 до 8 лет.
2. Разработать содержание базовых уроков плавания для детей младшего школьного возраста.
3. Оценить эффективность использования экспериментального тренировочного комплекса в структуре уроков плавания с детьми младшего школьного возраста как средства оптимизации процесса начального образования в области плавания детей младшего школьного возраста детей от 6 до 8 лет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, анализ медицинских карт, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование.
Анализ научно-методической литературы по предмету исследования.
В ходе исследования было проанализировано более 40 источников по теме. Анализ научно-методической литературы показал, что положительно влияет на обучение детей плаванию.
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Разработка комплекса упражнений по обучению плаванию детей младшего школьного возраста
При разработке экспериментального комплекса упражнений для уроков плавания руководствовались принципом единства обучения и развития. Проведение исследования и анализ его результатов, не являются итоговыми целями, а служат основой для определения лучших условий, на которых потенциал занятий будет реализован, а экспериментальная программа предназначена для развития не только навыков плавания, но и физических качеств.
На данном этапе работы перед нами стояли следующие задачи:
1. Разработать общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения в мелкой части бассейна.
2. Предложить упражнения направленные на преодоление водобоязни и освоение с водой.
3. Разработать упражнения для изучения техники плавания.
4. Предложить комплекс игр для развлечений на воде.
В ходе данного исследования был разработан экспериментальный комплекс упражнений по обучению плаванию детей младшего школьного возраста возраста. Уроки в бассейне с экспериментальной группой проходили 3 раза в неделю по 1 часу (понедельник, четверг, суббота) на основе специально разработанного комплекса упражнений. В его основе лежали подготовительные упражнения и игры в движения, основной целью которых было ознакомление детей с водной средой для преодоления ощущения водной тревоги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения специализированной научно-методической литературы по вопросам по вопросам обучения плаванию детей младшего школьного возраста было установлено, что одним из важнейших факторов успешной тренировки является правильная программа, профессиональный уровень подготовки и наличие необходимых условий для тренировки. Личность учащегося, которая характеризуется: возрастом, полом, характером, функциональностью систем организма и физическим развитием, уровнем развития физических качеств и психологических характеристик, имеют основополагающее значение и влияют на качество обучения. Все вышеперечисленные параметры в той или иной степени вовлечены в развитие навыков плавания. При обучении следует учитывать возрастные особенности организма учащегося. Плавание можно рассматривать как эффективное средство для полноценного развития ребенка. Уроки плавания также имеют большое воспитательное значение. В ходе занятий создаются условия для развития личности, способствующие формированию выносливости, самоконтролю, решительности, мужества, дисциплины, самостоятельности, творчества и командной работе. Умение плавать - это навык, необходимый человеку в различных ситуациях.
В результате решения второй задачи данной работы было разработано содержание занятий начального обучения плаванию с использованием экспериментального комплекса упражнений в структуре занятий плаванием с детьми младшего школьного возраста, которые включали в себя упражнения на преодоление водобоязни и освоение с водой, упражнения для изучения техники плавания, игры и развлечения в воде.
1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. – М.: КноРус, 2012. – 368 c.
2. Буассье, Г. Как научиться плавать: практическое руководство плавания в 20 уроках / Г. Буассье. – СПб.: Книгоизд-во А. Ф. Суховой, 2016. –23 с.
3. Булгакова, Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 990 c.
4. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – М.: Олимпийская литература, 2012. – 822 c.
5. Гончар, И.Л. Теория преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: монография. – Ч. 1. / И.Л. Гончар. – Одесса: «АСТРОПРИНТ», 2015. – 524 с.
6. Готовцев, Е.В. Методика обучения предмету «физическая культура». Школьный спорт. Лапта. Учебное пособие для СПО / Е.В. Готовцев. – М.: Юрайт, 2017. – 486 c.
7. Гузман, Р. Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования всех стилей / Р. Гузман, пер. с англ. В.М. Боженов. – Минск: Попкрри, 2013. – 288 с.
8. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В.И. Евдокимов. – М.: Советский спорт, 2012. – 442 c.
9. Еремеева, Л.Ф. Научите ребенка плавать: программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод, пособие / Л. Ф. Еремеева. – СПб. : Изд-во Детство-Пресс, 2010. – 112 с.
10. Капотов, П.П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. – М.: Воениздат, 2018. – 498 c.
11. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Н.Н. Кожухова. – М.: Владос, 2013. – 700 c.
12. Кравцов, А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях / А. Кравцов. – М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 636 c.
13. Лысов, П.К. Анатомия человека. С основами спортивной морфологии. В 2 томах. Том 1. Учебник / П.К. Лысов. – М.: Академия, 2015. – 320 c.
14. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 2011. – 666 c.
15. Орехова, А.В. Дифференцированный подход при изучении дисциплины «плавание» студентами различных спортивных специализаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Орехова. – СПб., 2012. – 24 с.
16. Петрова, Н.Л. Обучение детей плаванию в раннем возрасте: учебно-методическое пособие / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: Советский спорт, 2011. – 96 с.
17. Пол, Ньюсом Эффективное плавание. Методика тренировки / Ньюсом Пол. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 323 c.
18. Руденко, Л.К. Начальная подготовка детей 6-7 лет в спортивной аэробике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Лариса Константиновна Руденко; НГУ им. П. Ф. Лесгафта. – СПб, 2010. – С. 49.
19. Сидорова, И.В. Как научить ребёнка плавать: практическое пособие / И.В. Сидорева. – М.: Айрис – пресс, 2011. – 144 с.
20. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология: краткий курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2010. – С. 65-118.
21. Федоров, П.А. Детская гимнастика и школа плавания: практическое руководство для родителей, учителей и самих учащихся / П.А. Федоров. –
2-е изд., знач. доп. – СПб. : Изд. «А.Ф. Сухова», 2012. – 69 с.