ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Общая характеристика круговой тренировки
1.1.1 Задачи круговой тренировки
1.1.2 Содержание круговой тренировки
1.1.3 Виды круговой тренировки
1.1.4 Форма круговой тренировки на уроке физической культуры
1.2 Понятие об основных физических качествах
1.3 Круговая тренировка как эффективное средство совершенствования физических качеств
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методология исследования
2.2 Задачи и организация исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ
3.1 Экспериментальный комплекс круговой тренировки, направленный на совершенствование физических качеств
3.2 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, жизнерадостным, конкурентноспособным, готовым к труду и защите Родины.
В связи с этим заслуживает пристального внимания программно-управляемое физическое воспитание, которое предполагает самостоятельную работу учащихся, развивает у них инициативу и стремление к совершенствованию.
Одной из перспективных методических форм применения физических упражнений в этом контексте является круговая тренировка.
Первоначально круговая тренировка возникла в Англии, как новая организационная форма эффективного использования физических упражнений. Специалисты по физической культуре из ГДР создали целостную организационно - методическую форму, включающую в себя ряд частных методик применения физических упражнений. В термин «круговая тренировка» входят два понятия – «круговая» и «тренировка». Круговым может быть способ организации деятельности учеников на уроке.
Он позволяет повысить моторную плотность занятий, может успешно применяться при закреплении и совершенствовании двигательных навыков.
Круговая тренировка в прямом своем предназначении предполагает целенаправленное воздействие на физические качества занимающихся, при непременном укреплении сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Это достигается путем индивидуализации нагрузки. Круговая тренировка получила широкое распространение и признание не только в спортивной тренировке, но и в физическом воспитании [1].
Основная цель круговой тренировки – эффективное развитие двигательных качеств. Такая цель предполагает комплексное развитие силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. Исследования, рассматривающие эффективность применения круговой тренировки в учебном процессе, остаются актуальными и сегодня.
Требуют определенной доработки такие вопросы, как повышение эффективности использования учебного времени на уроках физкультуры; практическая разработка рекомендаций по использованию круговой тренировки на уроках с целью внедрения их в учебный процесс в различных учебных заведениях [2, 9].
Цель исследования: изучить принципы совершенствования физических качеств у юных спортсменов методом круговой тренировки.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Общая характеристика круговой тренировки
Круговая тренировка – это форма обучения, при которой ученики выполняют упражнения индивидуально или в группах в определенных местах, перемещаясь по кругу или замкнутой линии.
Круговая тренировка – это цепная, организационно-методическая форма тренировки, включающая в себя ряд частных приемов строго регламентированных упражнений [3].
Круговая тренировка делится на потоковую и групповую.
Потоковая форма тренировки предполагает непрерывное движение учеников колонной по замкнутой линии (окружности, периметру прямоугольника и т. д.), преодоление препятствий на пути или выполнение индивидуальных упражнений (перекатывание вперед, отжимания, метание бросание мячей в корзину и т. д.). По указанию преподавателя маршрут может быть пройден несколько раз с перерывами или без них.
Групповая форма обучения включает разделение класса на небольшие группы, каждая из которых работает автономно на отдельных «станциях» с быстрой или отложенной сменой места занятия.
Рассмотрим содержание круговой тренировки.
Особенностью круговой тренировки в режиме потока является то, что она проводится относительно быстро, что не означает обучение новым навыкам школьников, она проводится только с использованием уже имеющегося двигательного опыта.
Поэтому выбор упражнений должен основываться на способностях ученика. Конечно, не стоит строить тренировку, ориентированную только на самых слабых. Здесь необходимо найти вариант компенсации: тем, кто не может выполнить переворот в упор на высокой перекладине, предложить подтянуться на ней 2-3 раза или в висе поднимать ноги вперед; при прыжках на одной ноге через «резинку» натянуть ее наклонно, давая ученикам право самим выбирать посильную высоту; при работе с отягощениями выставить гантели или набивные мячи разного веса и т.п. [8].
Время, затрачиваемое на выполнение упражнения на выравнивание, не должно превышать время, затрачиваемое на выполнение основного упражнения, поскольку необходимо очистить «точку» – место, к которому должен подойти следующий ученик. Преподаватель должен выбрать задачи для потоковых занятий, которые будут выполнены примерно в то же время.
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методология исследования
Для решения задач исследования использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Анализ научно-методологической литературы
Из анализа литературных источников было выявлено, что эффективным методом развития физических качеств являются специально подготовленные упражнения, которые максимально приближены к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на необходимые системы организма.
Были рассмотрены базовые основы методики развития физических качеств у спортсменов. Среди методов развития физических качеств мы остановились на круговой тренировке как наиболее оптимальном варианте.
На основании этого была разработана методика развития физических качеств, а также для оценки уровня развития физических качеств были определенны информативные тесты для спортсменов.
Педагогические наблюдения
Педагогические наблюдения на занятиях позволили определить время для включения комплексов с применением методов круговой тренировки на развитие физических качеств, без нарушений структуры и динамики занятия и не мешая решению основных задач урока.
Педагогическое тестирование
В исследовании были использованы испытания для тестирования уровня основных физических качеств.
Перечень тестов:
1. Тройной прыжок с разбега.
2. Сгибание и разгибание рук.
3. Бег 100 м.
4. Бег 3000 м.
Методы математической статистики
Расчет и анализ результатов исследования выполнялся с применением методов математической статистики [27].
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ
3.1 Экспериментальный комплекс круговой тренировки, направленный на совершенствование физических качеств
В специальные комплексы круговой тренировки н включались упражнения, способствующие развитию основных физических качеств. При составлении комплексов их направленность определяется показателями учащихся при сдаче контрольных нормативов, и здесь преимущественное положение занимают упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку.
Широкое применение при этом находят упражнения в прыжках со скакалкой, а также с гимнастическими скамейками.
Рационально расставляя скамейки и меняя расположение занимающихся относительно скамеек или незначительно передвинув скамейки, можно быстро переходить от упражнений, выполняемых стоя, к упражнениям сидя и лежа. Упражнения со скамейками способствуют организованности и в то же время достаточно эмоциональны.
Разнообразие исходных положений у гимнастической стенки дает возможность направленно влиять на развитие конкретных мышечных групп. Эти упражнения чрезвычайно полезны для общего физического развития и имеют эффективное корригирующее воздействие.
Комплекс 1:
1. Прыжки боком на двух ногах через гимнастическую скамейку с продвижением вперед.
2. Челночный бег 5х10 м.
3. Стоя скамейка между ног в темпе прыжки на скамейку и обратно на месте или с продвижением вперед.
4. Поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке.
5. Стоя лицом к скамейке в темпе прыжки на скамейку и обратно.
6. Бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе.
7. Поднимание туловища из положения лежа на спине.
8. Прыжки со скакалкой.
9. Тройной прыжок с места.
10. Приседание на одной ноге (пистолет).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Исходя, из анализа научно-методической литературы были изучены принципы круговой тренировки.
Круговая тренировка - это форма обучения, при которой ученики выполняют упражнения индивидуально или в группах в определенных местах, перемещаясь по кругу или замкнутой линии.
Групповая форма обучения включает разделение класса на небольшие группы, каждая из которых работает автономно на отдельных «станциях» с быстрой или отложенной сменой места занятия.
Также мы выяснили, что эффективным методом развития физических качеств являются специально подготовленные упражнения, которые максимально приближены к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на необходимые системы организма.
2. Были рассмотрены базовые основы методики развития физических качеств у спортсменов. Среди методов развития физических качеств мы остановились на круговой тренировке как наиболее оптимальном варианте. Разработана методика развития физических качеств, а также для оценки уровня развития физических качеств были определенны информативные тесты для спортсменов.
3. Подростковый организм обладает меньшей работоспособностью, чем взрослый. Это происходит в результате незаконченного возрастного развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельности не достигла расцвета. Однако период полового созревания следует рассматривать как начало эффективно организованного тренировочного процесса, направленного на развитие физических качеств. Именно работа физическими качествами будут наиболее полезно для повышения уровня подготовленности спортсменов в целом и поможет им качественно выполнять технически сложные элементы.
4. Была разработана методика развития физических качеств у спортсменов с использованием метода круговой тренировки, который позволил достичь максимального анаэробного эффекта путем повторения работы с высокой интенсивностью и с ограниченным временем на восстановление, при развитии физических качеств у спортсменов.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3.Н. Вяткина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. Киев: Здоров'я, 1987. – 223 с.
3. Богданова, Г.П. Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя / Г.П. Богданова, В.Н Максимова – М.: Просвещение, 1986. – 220с.
4. Бурухин, С.Ф. Стречинг на уроках физической культуры / С.Ф. Бурухин, Е.В. Кулагина // Физическая культура в школе. – 2012. – №6. – С.21-22.
5. Вайнбаум, Я.С. Дозировка физически нагрузок школьников / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение. 2015. – 200 с.
6. Васильев, Т.Н. Развитие двигательных качеств школьников. – М.: Физкультура и спорт, – 1967.
7. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
8. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 296 с.
9. Волкова, Н.Л. Применение тренажеров на занятиях по физической культуре старших школьников / Н.Л. Волкова, Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал. – 2015. – № 3 (54). – С.110-113.
10. Гладенко, Б. В. Атлетами не рождаются: о развитии физических качеств: 8-11 классы / Б. В. Гладенко // Спорт в школе. Первое сентября. – 2013. – № 6. – С. 24-25.
11. Годик. М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. М.: Наука. 2011. – 344 с.
12. Гришин, Ю.И. Общая физическая подготовка: учебное пособие / Ю.И. Гришин. –Ростов-н/Д: Феникс, 2012. – 249 с.
13. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 88 с.
14. Демидов, В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В.М. Демидов // Физическая культура в школе. – 1991. – № 1. – С. 47-50.
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
16. Кожуркин, А.Н. Теория и методика подтягиваний. / А.Н. Кожуркин. – М.: Просвещение, 2009. – 50с.
17. Коробейников, Н.К., Михеев, И.Г., Николенко, А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1984. – С.74-75.
18. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания / Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпійська література, 2003. – Т. 1. – 423 с.
19. Лафэй, О. А. Упражнение без оборудования, силовые тренировки. / О. Лафэй. – Издание: Лептос, 2012. – 362с.
20. Лепешкин, В. В. Сила и здоровье. Комплексы упражнений с литыми гантелями / В. Лепешкин // Спорт в школе. – 2009. – № 9. – С.13-20.
21. Лисицкая, Т. В. Тренировка с эспандером. Упражнения с сопротивлением / Т. Лисицкая // Спорт в школе. – 2009. – № 13. – С.28-48.
22. Литвинов, Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. – М.: Просвещение, 1997. – 80 с.
23. Лобачев, Д.А. Силовая подготовка как один из показателей здоровья / Д.А. Лобачев // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова. – Самара, 2015. – С. 156-158.
24. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся / В.И Лях. – М.: Просвещение, 2014. – 325 с.
25. Маноккиа, А. А. Анатомия упражнений: Тренер и помощник в ваших занятиях / А. А. Маноккиа. - М.: Эксмо, 2009. - 192 с.
26. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт. 2008. – 271 с.
27. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
28. Минаев, Б.Н. Воспитание физических качеств. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.Н. Шиян. – М.: – Просвещение. – 1989. –102 с.
29. Мишустин, В.Н. Методика силовой подготовки школьников: учебно-методическое пособие / В.Н. Мишустик. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – 136с.
30. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта / В.Г. Никитушкин - М.: Физическая культура, 2010. – 202 с.
31. Платонов, В.Н. Общая Теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 583 с.
32. Подхалюзина, Л. В. Силовая тренировка. Техника выполнения упражнений. / Л. В. Подхалюзина. – М.: Академия оздоровления, 2016. – 151с.
33. Помазанов, Р. Г. Как научиться подтягиваться на турнике с нуля. / Р. Г. Помазанов. – М.: Самиздат, 2011. – 37с.
34. Соммер, К. А. Строим гимнастическое тело / К. А. Соммер. – СПб.: Питер, 2014. – 212c.
35. Струков, С. В. Основы фитнес тренировок. / С. В. Струков. – Изд.: Жанр. 2015. – 503 с.
36. Укран, М.Д. Методика тренировки гимнастов. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 288 с.
37. Цацулин, П.А. Система русских силовых тренировок / П.А. Цацулин СПб.: Питер, 2017. – 130с.