ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ
1.1 Общая характеристика гибкости, ее виды и методы оценки
1.2 Возрастные особенности развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и здоровья
1.3 Средства и методы развития гибкости
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методология исследования
2.2 Организация и методы исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ
3.1 Методика развития гибкости младших школьников в процессе занятий таэквондо
3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
3.3 Анализ результатов применения средств таэквондо на уроках физической культуры и здоровья для развития гибкости у детей 9-10 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время нет необходимости доказывать, что здоровье детей во многом зависит от оздоровительного направления современной науки и практики. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из центральных в теории и практике физической культуры.
Негативные последствия аварии на Чернобыльской АЭС, растущий вал социально-бытовых и экономических проблем способствуют снижению адаптационно-защитных сил организма людей, проявляется в росте заболеваний, ухудшении физического состояния.
В условиях негативного воздействия окружающей среды актуальность проблемы определяется необходимостью обладать большими резервами физического здоровья. Многочисленные исследования показали, что увеличить эти резервы позволяет оптимальные и достаточные физические нагрузки (А. Николае, 2005).
Одной из основных задач физического воспитания подрастающего поколения является укрепление здоровья детей.
Младший школьный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становление жизненно необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Будучи составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств способствует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.
Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества [43].
Одной из важных физических качеств является гибкость. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств, как сила, скорость реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энергозатраты и снижать экономичность работы и часто приводит к серьезным травмам мышц и связок [3].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ
1.1 Общая характеристика гибкости, ее виды и методы оценки
По мнению В.П. Филина, К. Бальсевича, В.А. Запорожанова, В.М. Платонова, отсутствие специальной тренировки способствует снижению гибкости. Систематическое и целенаправленное применение именно в младшем школьном возрасте педагогических воздействий для воспитания гибкости дает наибольший эффект.
Анализ литературных источников показывает, что гибкость человека рассматривается в двух аспектах:
1. Как анатомоморфологический, физиологический, биомеханический и дают необходимые знания о строении суставов, о виды соединения костей, об основных закономерностях развития подвижности в суставах, о силах, которые совершают движение в них, и о факторах, способствующих и тормозящих выполнение движения в суставах;
2. Педагогический аспект изучения гибкости представлен в работах В.М. Зациорского, А.А. Гужаловского, В.И. Ляха и других, связанных с разработкой эффективных средств и методов воспитания гибкости [14, 21, 32].
Анализ литературных источников, посвященных изучению подвижности в суставах, свидетельствует, что подавляющее большинство исследований направлены на большой спорт, научных разработок, посвященных воспитанию гибкости в практике преподавания физической культуры в школе, сегодня явно не хватает.
Структура опорно-двигательного аппарата человека позволяет ей выполнять двигательные действия с большой амплитудой. Однако, часто из-за недостаточной эластичность мышц, связок и сухожилий она не может полностью реализовать эти возможности. В то же время, если у человека должным образом не развита подвижность в суставах, то он не сможет овладеть техникой многих двигательных действий.
Подвижность в суставах обозначают термином гибкость. Гибкость как двигательное качество человека – это его способность выполнять движения в суставах с большой амплитудой.
Различают активную и пассивную гибкость.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методология исследования
Для решения задач исследования использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Анализ научно-методологической литературы
Из анализа литературных источников было выявлено, что в последние десятилетия наблюдались ухудшение физического состояния и здоровья подрастающего поколения, как в нашей стране так и за рубежом (В. Бальсевич, В. А. Запорожанов, 1987; Е.Г. Мильнер , 1991; В.К. Бальсевич, В. Большенков, Ф.П. Рябинцев, 1996; В.В. Ким, Р.Х. Аминов, Г.С. Хам, 2003; А.А. Николаев, 2005 ).
Одним из факторов который существенно влияет на физическое здоровье человека является уровень развития гибкости. Благоприятным возрастом для развития гибкости является младший школьный возраст.
Также выявлено, что в теэквондо большое внимание уделяется развитию гибкости, потому что это качество является одним из основных компонентов специальной подготовки спортсменов [30, 31].
Педагогические наблюдения.
Педагогические наблюдения на уроках физической культуры позволили определить время для включения комплексов на развитие гибкости, без нарушений структуры и динамики занятия и не мешая решению основных задач урока.
Педагогическое тестирование.
В исследовании были использованы испытания для тестирования уровня развития гибкости, описанные Сергиенко [37].
Исследовались показатели пассивной и активной гибкости в плечевых суставах, позвоночнике, тазобедренных суставах.
Перечень тестов:
1. Активная подвижность в плечевых суставах при выполнении уловка с гимнастической палкой (см).
2. Активная подвижность в плечевых суставах при разгибании рук из положения лежа на животе (см).
3-4. Активная подвижность в суставах позвоночного столба при наклоне туловища в сторону (см).
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ
3.1 Методика развития гибкости младших школьников в процессе занятий таэквондо
Процесс подготовки таэквондистов является многофакторной системой использования различных средств, методов, организационных форм и материально-технических условий, направленных на развитие спортсмена с целью обеспечения его готовности к спортивным достижениям. Процесс подготовки таэквондистов включает обучение, тренировки, соревнования и вне соревнований факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.
Целью тренировки спортсменов максимально возможный результат в соревнованиях. Для достижения этой цели используются физические упражнения как основное средство совершенствования различных физических качеств, способностей и других сторон подготовленности, определяются методы обучения и тренировки, планируются интенсивность и напряженность физических нагрузок, и уровень спортивной подготовки.
Содержание спортивной тренировки таэквондистов определяется следующими разделами подготовки: физической, технической, психологической, тактической и теоретической. Содержание данных разделов подготовки зависит от контингента занимающихся, их возраста, стажа занятий, уровня подготовленности и периода спортивной тренировки.
Таэквондистам необходимо быть хорошо физически подготовленным и обладать высоким уровнем развития таких физических качеств, как быстрота, сила, гибкость и ловкость. Кроме того, для возможности переносить большие тренировочные нагрузки, направленные на формирование правильной техники движений и успешного выступления в соревнованиях, необходимо обладать высоким уровнем специальной выносливости. Физическая подготовка таеквондиста направлена в основном на воспитание его физических качеств, способствующих повышению техники выполняемых движений.
Необходимость проведения отдельных занятий по физической подготовке продиктована спецификой деятельности таэквондистов. Основная тренировка предусматривает многократное выполнение технических элементов с целью совершенствования техники ударов [29].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Гибкость – это двигательное качество, которое достаточно эффективно развивается, особенно в младшем школьном возрасте, но при постоянном внимании к выполнению упражнений, направленных на развитие этого качества. По мнению многих специалистов. Для эффективного развития гибкости необходимо выполнять специальные упражнения каждый день.
Мы предлагаем применения комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости с использованием средств тхэквондо на уроках физической культуры в младших классах.
Сегодня в младших классах планируется три урока физической культуры на учебную неделю. По нашему мнению, применение специального комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости на каждом уроке – достаточный минимум для того, чтобы повысить уровень развития гибкости школьников.
Мы считаем, что целесообразно разделить комплекс упражнений для развития гибкости на три части и включать их в подготовительный, основной и заключительной частях урока физической культуры. Это не будет мешать решению основных задач урока и способствовать акцентированном развития гибкости учеников.
В подготовительный части урока целесообразно включать активные динамические упражнения, при разминке в движении. В нашем случае это упражнения, имитирующие удары ногами и подводные упражнения для выполнения ударов ногами.
Для минимального тренировочного воздействия необходимо выполнять по десять движений на каждую ногу в упражнении.
В основную часть урока также включаются активные маховые упражнения, но выполняются они на город с опорой на гимнастическую стенку. Этими упражнениями целесообразно заполнять паузы между выполнением учениками основных упражнений урока физической культуры.
Также, как и в подготовительный части необходимо выполнять не менее десяти движений на каждую ногу в упражнении.
В заключительной части урока выполняются преимущественно пассивные упражнения, в том числе и упражнения с партнером. Упражнения с помощью партнера выполняются по 10 движений в каждом положении. Продолжительность фиксации статических положений (в том числе и шпагатов) должна быть не менее 30 с. в каждом положении).
1. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости / Майкл Дж. Алтер. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 423 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3.Н. Вяткина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.
3. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. Киев: Здоров'я, 1987. – 223 с.
4. Береснева, И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных соматотипов / И.А. Береснева, К.А. Ефимова, А.Б. Юшин // Физической культура : воспитание, образование, тренировка. –2006. – № 6. – С. 36-39.
5. Богданова, Г.П. Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя / Г.П. Богданова, В.Н Максимова – М.: Просвещение, 1986. – 220с.
6. Бурухин, С.Ф. Стречинг на уроках физической культуры / С.Ф. Бурухин, Е.В. Кулагина // Физическая культура в школе. – 2012. – №6. – С.21-22.
7. Васильев, Т.Н. Развитие двигательных качеств школьников. – М.: Физкультура и спорт, – 1967.
8. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
9. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 296 с.
10. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: учеб пособие / М.Р. Галеева. – Киев, 1980. – 56 с.
11. Годик, М.А.,Учебник для институтов физ. культ. — М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
12. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гужаловский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 88 с.
13. Демидов, В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В.М. Демидов // Физическая культура в школе. – 1991. – № 1. – С. 47-50.
14. Дьяконов, В.В. Развитие двигательных качеств школьников на уроках физической культуры / В.В. Дьяконов // Сб.: Физическое воспитание и школьная гигиена (тезисы 1 Всесоюзной конференции). – М.: АПН1. СССР. – 1978. – С.14.
15. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
16. Захманчук, Е.В. Возрастные изменения качества гибкости у школьников 6-10 лет / Е.В. Захманчук, Л.В. Шукевич. – Брест: БГУ, 2002. – С. 44.
17. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
18. Зиновьева, А. Гибкость - сестра красоты / А. Зиновьева // Физическая культура в школе. – 1991. – №3. – С. 33-35.
19. Ким, В.В. Оздоровительная направленность процесса начальной подготовки в спортивных единоборствах / В.В. Ким, Р.Х. Аминов, Г.С. Хам // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 41-45.
20. Короп, Ю.О. Розвиток гнучкості в школярів / Ю.О. Короп // Фізичне виховання в школі. – 1997. – №3. – С. 40-45.
21. Коробейников, Н.К., Михеев, И.Г., Николенко, А.Е. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1984. – С.74-75.
22. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 200с.
23. Крепкова, А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке / А.Г. Крепкова. – М.: Педагогика, 1983. – 242 с.
24. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания / Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпійська література, 2003. – Т. 1. – 423 с.
25. Лаврик, Н.Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков 10-13 лет на уроках физической культуры / Н.Г. Лаврик, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. – 2010. – №3. – С. 67-71.
26. Литвинов, Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. – М.: Просвещение, 1997. – 80 с.
27. Лях, В.И. Гибкость: основы измерения / В.И. Лях // Физическая культура в школе. – 2003. – №1. – С. 29-35.
28. Мартиросов, Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э.Г. Мартиросов. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 199 с.
29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
30. Мильнер, Е.Г. Формула жизни. Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильнер. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 112 с.
31. Минаев, Б.Н. Воспитание физических качеств. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б.Н. Шиян. – М.: – Просвещение. – 1989. –102 с.
32. Николаев, А.А. Двигательная активность и здоровье современного человека: Учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры / А.А. Николаев. – Смоленск: СГИФК, СГУ. 2005. – 93 с.
33. Пеганов, Ю.А. Позвоночник гибок – тело молодо/ Ю.А. Пеганов, Л.А. Берзина. – М.: Советский спорт. – 1991. – 80 с.
34. Платонов, В.Н. Общая Теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 583 с.
35. Репина, В. Растяжка – это здоровье и гибкость / В. Репина // Спорт в школе. – 2006. – № 8. – С. 13-15.
36. Солдаткина, О.М. Развитие гибкости в ходе тренировочного процесса / О.М. Солдаткина, Ж.О. Борзилова // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві: зб. наук. праць. – Луцьк: ВНУ, 2008. – Т.3. – С. 333-336.
37. Спортивная метрология / под общей ред. В.М.Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
38. Ткачев, Ф.Т. В поисках мышечной радости / Ткачев Ф.Т. – К.: Здоровье, 1988. – 152 с.
39. Туманян, Г.С. Гибкость как физическое качество // Теория и практика физической культуры / Г.С. Туманян, С.К. Харацидис. – 1998. – №2. – С. 48-50.
40. Тхэквондо. Методика построения тренировочного процесса в начальных и учебно-тренировочных группах / Коллек. Авторов, под общей редакцией президента федерации тхэквондо (ВТФ) Украины Л.Р. Саманджии. – К., 2010. – 88 .
41. Укран, М.Д. Методика тренировки гимнастов. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 288 с.
42. Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей / П.Р. Чудинова // Физическая культура в школе. – 1994. – №5. – С. 3-6.
43. Шафеева, А.Ш. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик: автореф. дис. канд. пед. наук / А.Ш. Шафеева. – Челябинск, 2001. – 27 с.