ВВЕДЕНИЕ
Защита прав и законных интересов юридических лиц и граждан, общества и государства в экономической сфере осуществляется специально уполномоченным государственным органом – экономическим судом.
Право на судебную защиту закреплено в Конституции и реализуется субъектом хозяйствования в строго определенной процессуальной форме.
Право на судебную защиту является гарантированным Конституцией механизмом защиты прав и свобод, гарантирующим деятельность судебных органов по предотвращению нарушений законных интересов, устранению препятствий для осуществления прав и свобод и восстановлению нарушенных прав посредством правосудия.
Экономический суд осуществляет правосудие по хозяйственным и административным делам. Экономическое судопроизводство – один из видов государственной деятельности, реализуемый путем рассмотрения и разрешения в суде в установленном порядке экономических споров, возникающих в результате хозяйственной деятельности.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института целей и задач экономического процесса в Республике Беларусь.
Предметом исследования выступают нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель курсовой работы заключается в комплексном и всестороннем исследовании института целей и задач экономического процесса в Республике Беларусь.
Исходя из указанной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:
– исследовать характеристику целей экономического процесса;
– проанализировать характеристику задач экономического процесса;
– изучить зарубежный опыт целей и задач экономического процесса;
– выделить особенности целей и задач судопроизводства в рамках экономического суда по законодательству Республики Беларусь;
– установить проблемы и пути совершенствования реализации и решения задач и целей судебного разбирательства в экономическом суде.
При написании данной работы использовались методы познания:
– анализ;
– синтез;
– индукция;
– дедукция;
– сравнительно-правовой;
– исторический;
– формально-юридический.
Структура работы предопределена ее целями и задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных в работе источников.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1 Характеристика целей экономического процесса
Целью правосудия является общественно-полезный результат совокупности судебных действий по обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц [12, с. 19].
Цель как философская и юридическая категория детерминирует создание норм экономического процессуального права, а их применение лежит в основе научного анализа данной отрасли права и закономерностей ее функционирования.
Справедливое правосудие как целевая установка судопроизводства осуществляется в строгой законом определенной процессуальной форме экономического судопроизводства, которая характеризуется следующими чертами:
- экономический суд и участники процесса подчиняются нормам экономического процессуального законодательства;
- участники экономического процесса совершают только те процессуальные действия, которые заранее запрограммированы хозяйственными процессуальными нормами;
- порядок обращения в суд, принятия и подготовки дела к разбирательству, порядок разрешения спора, структура решения и регламент его пересмотра, а также исполнения предопределены законом;
- отношения между судом и участниками процесса не могут носить характер фактических отношений, они имеют характер только правоотношений.
Наличие в хозяйственном процессе нескольких видов судопроизводства объясняется тем, что на рассмотрение экономического суда поступают дела, имеющие существенные материально-правовые отличия. В связи с этим материально-правовая природа дел в ряде случаев значительно влияет на порядок их рассмотрения и возбуждения;
- хозяйственно-процессуальная форма предоставляет сторонам равные возможности защищать свои права, участвовать в процессе, представлять доказательства, пользоваться правовой помощью, обжаловать решения, участвовать в исполнительном производстве.
Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей как одна из задач судопроизводства по хозяйственным спорам (ст. 4 ХПК) непосредственным образом связана с доступностью правосудия, возможностью(правом) на возбуждение юрисдикционного процесса [1].
Право на судебную защиту. Право на судебную защиту есть субъективная возможность всякого лица в целях защиты его нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов (как действительных, так и предполагаемых таковыми) воспользоваться установленным законом процессуальным порядком для защиты своих прав и интересов в органах судебной власти вообще и посредством возбуждения экономического судопроизводства в частности. Право на судебную защиту является самостоятельным субъективным правом.
ГЛАВА 2 СТАДИИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ
2.1 Зарубежный опыт целей и задач экономического процесса
Современное зарубежное законодательство решает вопрос о том, какие суды должны рассматривать экономические споры по-разному.
Как правило, такая дилемма может быть разрешена одним из двух способов: либо создается суд специальной юрисдикции, уполномоченный рассматривать экономические споры, либо такие дела подчиняются суду общей юрисдикции.
Россия выбрала первый вариант, а США и Великобритания-второй.
Одной из причин выбора судов общей юрисдикции для рассмотрения экономических споров в США и Великобритании может быть то, что эти страны относятся к типу состязательного правосудия.
По основным признакам состязательного производства суд в судебном заседании остается пассивным, стороны активно участвуют в исследовании доказательств лиц, представляющих его.
Это стороны, которые обладают инициативой и контролем в деле: они готовят дело к проведению слушаний, ищут возможности заключить мировое соглашение, представляют доказательства в суд, рассматривают его и осуществляют Открытие и закрытие суда для разрешения спора.
Такое распределение ролей предполагает, что адвокат выявит и проанализирует все доказательства в суде, а последний просто должен разрешить спор.
Кроме того, в США такие дела рассматриваются присяжными, если экономический спор предполагает установление фактов. Если спор касается только юридических вопросов, то к рассмотрению дела привлекаются профессиональные судьи [9, с. 13].
В Великобритании экономические споры в настоящее время не рассматриваются присяжными заседателями.
Однако предварительное участие присяжных в решении любого, даже сложного экономического дела, не может способствовать профессионализации судьи, напротив, адвокату предлагается установить доказательства для изучения в суде, чтобы сделать рядового гражданина, который является присяжным заседателем.,
Возможно, конфронтационный характер англо-американского судопроизводства и участие присяжных заседателей требуют, чтобы адвокаты изучали доказательства в суде, чтобы их могли понять непрофессионалы, поэтому нет необходимости создавать суды особой юрисдикции, такие как Арбитражный суд России.
Но даже в системе состязательного судопроизводства есть специализированный суд.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И ЦЕЛЕЙ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ
Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь в качестве одной из актуальных государственных задач предусмотрена унификация норм Гражданского и Экономического процессуальных кодексов Республики Беларусь, регулирующих сходные процессуальные отношения.
Реализация этой задачи приобрела особую актуальность в связи с созданием в нашей стране с 1 января 2014 года единой системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом.
Несмотря на объединение в одну систему судов, рассматривающих гражданские и экономические дела, судопроизводство продолжает регулироваться хотя и близкими по сути, однако содержащими существенные различия процессуальными регламентами – Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК) и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК) [13, с. 97].
При этом, как представляется, достаточно большой объем имеющихся различий не является объективно оправданным, поскольку не связан со спецификой процессуальных отношений и предметом судебного разбирательства.
В частности, это касается процессуальной терминологии, определения принципов и целей судопроизводства, функций и задач судов, состава участников процесса и их правового положения, правил доказывания, правил исчисления процессуальных сроков и ведения судебного разбирательства, организации вопросов примирения сторон, систем процессуального контроля законности и обоснованности судебных постановлений и возможности их пересмотра.
Вместе с тем, изначальная общность правовой природы гражданских и экономических дел, как дел цивилистических, урегулированных нормами одних и тех же актов материального права, требует и единства в принципиальных подходах к организации системы процессуальных правил деятельности судов, рассматривающих такие дела.
Стратегически унификация гражданского процессуального и экономического процессуального законодательства может быть осуществлена двумя путями:
1) путем сохранения двух самостоятельных процессуальных регламентов и синхронного внесения в каждый из них необходимых 455 изменений и дополнений с целью унификации подходов и, как результат, – обеспечения единого правового режима судопроизводства (конечно же, за исключением случаев, требующих специального правового регулирования в связи со спецификой некоторых категорий дел – например, о банкротстве);
2) путем разработки и принятия единого процессуального кодекса, унифицирующего существующие процессуальные регламенты, однако с сохранением особенностей рассмотрения отдельных категорий дел и рассмотрения дел специализированными судами (экономическими, по защите интеллектуальной собственности и др.), в том числе за счет возможного включения в структуру Кодекса самостоятельных о том разделов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции суда сводятся к тому, чтобы в процессе рассмотрения и разрешения каждого дела достичь верного знания о фактических обстоятельствах, характерных для спорного правоотношения, и точно применить к установленным юридическим фактам норму или ряд норм материального права, т.е. оказать судебным решением как результатом процесса защиту существовавшим до процесса субъективным правам либо отказать в такой защите, если установлено отсутствие субъективного права.
Любое лицо может стать субъектом права на судебную защиту, приобретая конкретный процессуальный статус в процессе реализации (при предъявлении иска в суд и возбуждении дела). Субъектами осуществления права на судебную защиту являются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и самоуправления, иные органы, а также лица, обращающиеся в суд с заявлением о защите прав и законных интересов других лиц.
Основное их отличие от субъектов, имеющих право на судебную защиту, заключается в том, что, во-первых, они не являются непосредственными участниками правового конфликта, а во-вторых, не имеют субъективной заинтересованности в исходе дела. Эти лица действуют от своего имени, но для того, чтобы их права и законные интересы были нарушены (фактически или якобы) и нуждались в судебной защите интересов субъектов. При этом государственные органы, органы местного самоуправления и самоуправления, а также иные органы, действующие в пределах своей компетенции, представляют интересы указанных субъектов, имеющих право на судебную защиту. Право на обращение в суд не ограничено и не ограничено никакими предусловиями.
Рассмотрение экономических споров во многих зарубежных странах осуществляется в рамках созданного для этого судебного органа или особого смежного института.
Вследствие принятого в последнее время комплекса мер правового и организационного характера экономическое правосудие Республики Беларусь с учетом, накопленного за годы независимости позитивного опыта постоянно совершенствуется. Система судов общей юрисдикции, включая экономические суды, в новых юридических реалиях должна эффективно работать над совершенствованием института экономического судопроизводства.
Необходимо повышать роль апелляционной инстанции экономических судов как важнейшего инструмента проверки законности, обоснованности и мотивированности выносимых судебных постановлений. Приоритетными направлениями для экономических судов страны должно оставаться доступность, оперативность, эффективность и качество экономического правосудия, повышение авторитета судебной власти, предупреждение правонарушений в экономической сфере.
1. Хозяйственно-процессуальный кодекс Респ. Беларусь: принят Палатой предст. 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию 23.07.2020 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2020.
2. О концепции Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: решение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, 8 дек. 2014 г., № 124(1) // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2020.
3. О Концепции и Структуре модельного Кодекса гражданского судопроизводства для государств – участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, 16 июня 2003 г., № 21-6 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 10 апр. 2002 г., № 205 // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 29.11.2013. – 1/14650.
6. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 29.11.2013. – 1/14651.
7. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 (пункт 49).
8. Абознова, О.В. Суд в механизме реализации права на судебную защиту в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О.В. Абознова. − Екатеринбург, 2006. – 16 с.
9. Алексеев, С.С. Сравнительный анализ судопроизводства по хозяйственным спорам по зарубежному законодательству / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 2012. – Т. II. – 88 с.
10. Амосов, С.М. Судебное познание в хозяйственном процессе: автореф. … дис. д-ра юрид. наук / С.М. Амосов. – М., 2014. – 32 с.
11. Арбитражный/Экономический процесс: учебник / под. ред. М.К. Треушникова. – М.: Изд- во «Городец», 2017. – 448 с.
12. Жилин, Г.А. Цели экономического судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Г.А. Жилин. – М., 2000. – 32 с.
13. Гражданский и Экономический процесс. Общая часть: учебник для вузов / под общ. ред. Т.А. Беловой, И.Н. Колядко, Н.Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Мн.: Амалфея, 2016. – 786 с.
14. Каменков, В.С. Хозяйственное судопроизводство – состояние и перспективы / В.С. Каменков // Теория и практика правотворчества и правоприменения: Республика Беларусь в условиях интеграционных процессов: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 13 – 14 апр. 2007 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: И.Э. Мартыненко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2007. – С. 17 – 21.
15. Каменков, В.С. Цели, задачи и функции экономических судов / В.С. Каменков // Вестн. Высшего Экономического Суда Респ. Беларусь. – 2008. – № 6. – С. 43.
16. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одобрена решением Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 8 декабря 2014 г. № 124(1).
17. Концепция и Структура модельного Кодекса гражданского судопроизводства для государств – участников Содружества Независимых Государств приняты постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 16 июня 2003 г. № 21-6.
18. Костюкевич, В.Е. Профилактика экономических правонарушений: формы и методы работы, положительный опыт / В.Е. Костюкевич // Вестн. Высшего Экономического Суда Респ. Беларусь. – 2016. – № 23. – С. 8 – 15.
19. Мартыненко, И.Э. Экономический суд: цели и задачи (вопросы совершенствования законодательства) / И.Э. Мартыненко // Судебный вестник. – 2015. – № 4. – С. 50 – 53.
20. Таранова, Т.С. Экономический процесс. Общая часть: курс лекций / Т.С. Таранова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 198 с.
21. Треушников, М.К. Судебные доказательства. – 4-е изд, перераб. и доп. / М.К. Треушников. – М.: ОАО Издат. Дом «Городец», 2005. – 228 с.
22. Эффективную законную защиту гарантирует хозяйственное правосудие // Вестн. Высшего Экономического Суда Респ. Беларусь. – 2008. – № 4. – С. 6 – 9.