ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты организации продажи пищевых продуктов
1.1 Понятие продажи товаров и основные операции
1.2 Методы продажи пищевых продуктов и условия их применения
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ ООО «ЕВРОТОРГ»
2.1 Организационо-экономическая характеристика ООО «Евроторг»
2.2 Технология продажи кондитерских изделий в ООО «Евроторг»
2.3 Анализ основных недостатков в организации продаж кондитерских изделий
3 МЕРОПРИЯТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В ООО «ЕВРОТОРГ»
3.1 Пути совершенствования организации продаж кондитерских изделий в ООО «Евроторг»
3.2 Ожидаемый эффект от реализации предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля – это отрасль торговли, подразумевающая реализацию товаров и услуг конечным потребителям с целью обмена на денежные средства, исключая, при этом, их дальнейшую перепродажу.
Во все времена торговля являлась довольно прибыльным и перспективным видом деятельности. Не является это исключением и для республики Беларусь. Торговая деятельность – это довольно важная отрасль в развитии экономики страны и всего общества в целом. Она обеспечивает логичность и завершенность торгово-технологического процесса.
В торгово-технологическом процессе продажа товаров – это завершающая стадия, которая представляет собой сочетание всех необходимых приемов для осуществления основных операций, связанных с реализацией товаров конечному потребителю. В розничной торговле организация продаж товаров включает в себя целый большой список мер и эффективных решений по осуществлению реализации товаров в торговле, привлечению в торговое предприятие максимального количества покупателей и получения максимальных объемов прибыли.
В настоящее время отрасль торговли в Беларуси довольно активно развивается. Увеличивается количество торговых сетей, магазинов, форм торговли. Все это, так или иначе, обостряет конкуренцию между игроками рынка, они начинают заниматься поиском все новых и новых методов привлечения потребителя.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время не всегда в борьбе за потребителя решающим фактором является ценовая политика торгового предприятия либо его удобное местоположение. Сейчас покупателя привлекает приятный и вежливый персонал, высокий уровень обслуживания, красивое оформление торгового зала, удобная организация работы и продаж товаров того или иного магазина. Причем значение вышеуказанных факторов довольно велико.
У каждой товарной группы процесс продажи отличается от других наличием некоторых специфических особенностей. Также процесс продажи кондитерских изделий имеет некоторые собственные, специфические особенности по сравнению с продажами других групп товаров. Это все должен учитывать торговый персонал при осуществлении продаж этой категории товаров.
Целью данной курсовой работы является изучение организации продажи кондитерских изделий и разработка путей совершенствования ее технологии в ООО «Евроторг».
Объектом исследования в данной курсовой работе является ассортимент кондитерских изделий, реализуемый в гипермаркете «Евроопт» расположенном по адресу: г. Минск, ул. Монтажников, 2. Данный торговый объект находится в собственности ООО «Евроторг» – самой крупной и ведущей торговой сети Республики Беларусь, ритейлера №1. Это самая передовая торговая сеть, самой первой внедряющая новые, современные форматы и стандарты торгового обслуживания, а также торговые технологии.
1 Теоретические аспекты организации продажи пищевых продуктов
1.1 Понятие продажи товаров и основные операции
Продажа товаров – это основная операция торгово-технологического процесса в любом торговом предприятии. Вся деятельность торговых предприятий нацелена на решение главной задачи, такой как качественное торговое обслуживание потребителей в процессе продажи при максимальном удовлетворении их потребностей. Другие операции, являющиеся составляющими торгово-технологического процесса, помогают создать все необходимые условия для успешной реализации процесса продаж [1, c. 101].
Продажей товаров называется деятельность по планированию, осуществлению и контролю над перемещением товаров от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательских предпочтений и получения прибыли торговыми предприятиями.
Также продажей товаров называется формирование эффективной политики в области стимулирования сбыта товаров, их продвижения, а также выбор и эффективное управление различными инструментами стимулирования сбыта (продажа товаров по предварительным заказам, рекламная деятельность торгового предприятия, искусство продаж, высокая роль упаковки для привлечения потребителей); анализ данных о продажах; реклама и выбор наиболее эффективных средств ее реализации (СМИ, радио, телевидение, интернет); разработка образцов, организация выставок и ярмарок, установление связей с различными торговыми партнерами, разработка эффективного дизайна и стиля упаковки; планирование и осуществление продвижения товаров; разработка эффективных мер, нацеленных на рост продаж [2, c. 211].
Рассмотрим элементы процесса продаж. Любой процесс продажи товаров состоит из следующих элементов:
– встреча покупателя и выяснение его спроса (целей совершения покупки);
– предложение покупателю возможных вариантов товара, его демонстрация, а также консультация покупателя о свойствах, качестве, способах использования товара;
– технические операции по отпуску товаров (отмеривание, нарезка, взвешивание и т.д.);
– денежный расчет покупателя за товар;
– оформление покупки (упаковка, предоставление гарантии) и отпуск товара потребителю [3, с. 252-253].
Если подробно рассматривать сущность всех вышеперечисленных элементов процесса продаж, то их можно рассматривать с точки зрения коммерческих, психологических и организационно-технических аспектов.
2 Анализ организации продажи кондитерских изделий ООО «Евроторг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Евроторг»
«Евроопт» – это крупнейшая белорусская торговая многоформатная сеть, которая принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Евроторг» (ООО «Евроторг»). Само общество с ограниченной ответственностью «Евроторг» существует с 1993 года. Предприятие работает в сегменте низких цен.
Кроме торговых предприятий, в собственности ООО «Евроторг» находится собственный банк («Статус Банк»), созданный для оптимизации финансовых затрат, а также марка бытовой техники «Техно Плюс», сервисы интернет-доставки «Гипермолл» и «Е-доставка».
Кроме розничной торговли и банковских услуг, ООО «Евроторг» имеет собственное дочернее предприятие – «Минский завод виноградных вин». На данном заводе производится более 100 наименований вина торговых марок «Амбассадор» и «Сомелье». Также в собственности предприятия находится Дзержинская птицефабрика и мясное производство [10].
ООО «Евроторг» – это передовик розничной торговли Республики Беларусь – данное предприятие первым внедряет разнообразные новшества как в розничной, так и в оптовой торговле, логистике и маркетинге. Также данная торговая сеть характеризуется очень быстрым ребрендингом и сменой форматов и названий. В настоящее время данному предприятию принадлежат:
– дочернее предприятие ЗАО «Доброном» (магазины Доброном и Копеечка»);
– сеть магазинов «Евроопт» (форматы market, super, hyper);
– сеть магазинов «Хит!» (ребрендинг Бруснички и Евроопта);
– drogery-сеть «Магия»;
– онлайн-дискаунтер «Е-дисконт»;
– сеть магазинов в формате жесткого дискаунтера «Грошык»;
– интернет магазины «Е-доставка» и «Гипермолл»
Сегодня сеть магазинов «Евроопт» – это около 800 минимаркетов, супермаркетов и гипермакетов во всех регионах Беларуси, а также магазины в форматах жесткого дискаунтера и Cash & Carry.
На данный момент эта сеть присутствует в 109 районах страны. Кроме того, она имеет также автомагазины, 9 из которых – это ультрасовременные, оборудованные системой самообслуживания. Развозной торговлей охвачено 18 районов Беларуси: маршруты автолавок включают почти 1635 деревень и более 40 товариществ [10].
3 Мероприятия и пути совершенствования организации продажи кондитерских изделий в ООО «ЕВРОТОРГ»
3.1 Пути совершенствования организации продаж кондитерских изделий в ООО «Евроторг»
В предыдущем разделе курсовой работе был проведен анализ организации продаж кондитерских изделий в гипермаркете «Евроопт», ООО «Евроторг» и на основании данного анализа были выявлены следующие основные недостатки в организации продажи данной группы товаров:
– при размещении кондитерских изделий на горках и стеллажах в торговом зале гипермаркета, присутствуют «мертвые зоны», на которые покупатели внимания не обращают;
– кондитерские изделия, реализуемые через прилавок, имеют низкие продажи из-за низкой организации обслуживания – неопрятный вид витрин, длинные очереди, медленное обслуживание;
– при выкладке кондитерских изделий на горках и стеллажах применяются только стандартные приемы и подходы. Отсутствует всякая оригинальность, либо выкладка блоками, создание экспозиций;
– для выделения данной группы товаров нее применяется никаких маркетинговых приемов.
Для решения всех имеющихся недостатков можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию организации продажи кондитерских изделий в гипермаркете «Евроопт»:
1. Замена зоны индивидуального обслуживание потребителей через прилавок на самообслуживание. Так как данный метод продаж уже давно устарел, демонстрирует только низкие продажи и низкое качество торгового обслуживания потребителей, данные витрины рекомендуется заменить на самообслуживание с установкой стационарных витрин для открытой выкладки тортов, пирожных, карамели и конфет. В открытой холодильной витрине рекомендуется продавать уже готовые расфасованные в контейнеры торты и пирожные (рисунок 3.1).
Контейнеры, как потребительскую упаковку, следует продавать бесплатно, о чем можно уведомить потребителей с помощью специальных листовок и плакатов, а также привлекательных ценников.
Также рекомендуется установить специальные весы с этикеровщиком для самостоятельной расфасовки покупателями конфет и карамели. Рекомендуется приобрести весы с сенсорным экраном, на котором будет виден весь имеющийся в продаже ассортимент. Рядом с весами необходимо разместить инструкцию обращения с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы решения поставленных в ней задач была достигнута общая цель работы – изучена организация продажи кондитерских изделий в ООО «Евроторг» и разработаны мероприятия по их совершенствованию. При решении каждой из поставленных в курсовой работе задач были получены следующие выводы:
Продажа товаров является основной операцией торгово-технологического процесса. Также продажей товаров называется деятельность по планированию, осуществлению и контролю над перемещением товаров от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательских предпочтений и получения прибыли торговыми предприятиями.
Основными элементами процесса продаж товаров являются: встреча покупателя, выявление его целей, предложение товара, отпуск товара, денежный расчет и оформление покупки.
Различают такие технологии продаж, как простая (используется для товаров, которые хорошо известны покупателю) или сложная (для товаров которые приобретаются на основе выбора, сравнения и требуют консультации). Участие торгового персонала в процессе обслуживания потребителя, а также содержание и состав основных элементов процесса продажи товаров, в целом определяются выбранным методом продажи, а также особенностями реализуемых товаров. При этом, каждое торговое предприятие в этом отношении применяет свой индивидуальный подход.
Методом продажи называется совокупность приемов и способов реализации различных товаров покупателям. В торговле для реализации пищевых продуктов используются такие методы продажи, как: самообслуживание, через прилавок обслуживания, продажа товаров с открытой выкладкой и свободным доступом, продажа товаров по предварительным заказам.
Кроме того сейчас довольно сильно развивается электронная торговля и продажа продуктов через торговые автоматы.
«Евроопт» – это крупнейшая белорусская сеть магазинов различных типов и форматов, которая принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Евроторг» (ООО «Евроторг»). Работает сеть в сегменте низких цен. Анализируемый в курсовой работе торговый объект – гипермаркет «Евроопт», расположенный в г. Минске на ул. Монтажников, 2, собрал в себе все стандарты торгового обслуживания компании. Что касается торгово-экономической деятельности, то она характеризуется положительной динамикой развития.
Так, в 2018 году выручка от реализации (товарооборот) гипермаркета увеличилась на 35400 тыс. руб. или 8,7%, в 2019 году – на 1175 тыс. руб. или 2,7%. При этом себестоимость реализуемых товаров в 2018 году снизилась на 5190 тыс. руб., а в 2019 увеличилась на 2387 тыс. руб. (18,8%). Это говорит об эффективности закупок. В 2018 году из-за снижения себестоимости снизился показатель валовой прибыли на 3512 тыс. руб. В 2019 году, несмотря на рост себестоимости товаров, доход от реализации по сравнению с 2018 годом увеличился на 1055 тыс. руб. (5,5%). Расходы на реализацию в 2018 были снижены на1091 тыс. руб., в 2019 – на 982 тыс. руб. Управленческие расходы снизились на 72 тыс. руб.
1 Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учеб. пособие / Н.В. Гранаткина. – Минск: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 c.
2 Квасникова, В.В. Организация и технология торговли: курс лекций / В.В. Квасникова. – Витебск: ВГТУ, 2009. – 400 с.
3 Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник / В. Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 317 с.
4 Карпова, Е.В. Ресурсы торгового предприятия: учебное пособие./ Е.В. Карпова. – М.: КноРус, 2015. – 256 с.
5 Пахбухчиянц, О.В. Организация и технология торговли / О.В. Пахбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2014. – 294 с.
6 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Ф.Г. Панкратов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 504 с.
7 Каплина, С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина. – М.: Феникс, 2013 – 336 с.
8 Грибанова, И.В. Организация и технология торговли: учебное пособие / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова. – Минск: РИПО, 2011. – 411 c.
9 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская, Р.Н. Кольцова. – Минск, Вышейшая школа, 2009 – 370 с.
10 Официальный сайт ООО «Евроторг» [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://evroopt.by.
11 Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гаврилов. – Мн.: Новое знание, 2015. – 240 с.
12 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / под общ. ред. Л.И. Кравченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Высшая школа, 2000. – 430 с.
13 Дашков, Л.П., Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц В.К. – Москва, 2013. - 450 с.
14 Кент, Т. Розничная торговля: учебник для студентов вузов / Т.Кент, О.Омар; пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 719 с.
15 Андреев, А. Г. Лояльный потребитель – основа долгосрочного конкурентного преимущества компании / А. Г. Андреев // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – № 2. – С. 15-20.
16 Кучевский, В.Б. Психология общения продавца и покупателя / В.Б. Кучевский. – М.: 2010. – 189 с.
17 Гурская, С.П. Торговое обслуживание потребителей: текст лекций / С.П. Гурская. – Гомель: ГКИ, 2014. – 64 с.
18 Мачнев, Е.В. Развлекупки. Креатив в розничной торговле. СПб.: Питер – 2015. – 208 с.
19 Расчет эффективности внедрения системы самообслуживания [Электронный ресурс] – 25 октября 2017 – Режим доступа: https:// expo.ru/torgovlya/raschet_effektivnosti_vnedreniya_sistemy_samoobsluzhivaniya.
20 Напольный стикер, характеристика [Электронный ресурс] – 14 сентября 2015. – Режим доступа: http://rars-media.ru/stikers.
21 POS-матералы [Электронный ресурс] – 15 августа 2018. – Режим доступа: http://apg-btl.com/pos_matertyal.
22 Стопперы и их роль в продажах [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://artdecor.by/stoppers.
23 Изготовление POS-материалов – ЧТПУП «Гипермаркет Рекламы» [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: https://belcity.by.