ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОНЛАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие «онлайн-проект» в контексте аналитического обзора литературы
1.2 Онлайн-проект в сфере культуры: сущность, основные характеристики. Виды онлайн-проектов
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-ПРОЕКТОВ ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Онлайн-проекты учреждений культуры Республики Беларусь
2.2 Авторская разработка онлайн-проекта «Онлайн-театр» для Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы представляет интерес для исследования, поскольку в настоящее время театральная сфера в Беларуси развивается, с каждым годом увеличивается количество премьерных спектаклей, появляются обновленные версии давно любимых спектаклей, проводятся интересные театральные мероприятия: спектакли, форумы, фестивали, конкурсы театрального искусства и др. Открываются новые имена белорусских драматургов, режиссеров, актеров, чьи работы пользуются успехом как в нашей стране, так и за рубежом. Такие тенденции оказывают позитивное влияние на культурную жизнь людей, вызывают неподдельный интерес к театральной сфере, а также формируют у граждан чувство гордости как за национальное сценическое искусство, так и за свою страну в целом.
Современный театр сформировался под влиянием многих факторов. Время, мода, экономика и даже политика сказываются на репертуаре театров и форме спектаклей. Существует причина утверждения "Театр - зеркало жизни". На наш взгляд, современный театр не только отражает жизнь, но и уделяет пристальное внимание внутреннему миру современного человека, поэтому так важно определить характер текущего состояния театра.
Функционирование театрально-зрелищных учреждений в Республике Беларусь регламентируется Постановлением Министерства культуры РБ № 28 от 02.12.2004. «Об утверждении Положения о театрально-зрелищной организации Республики Беларусь». Положение об организации театрально-зрелищного искусства Республики Беларусь определяет основные принципы деятельности, правовые, экономические и социальные условия формирования и функционирования театрально-зрелищных организаций в Республике Беларусь, основными задачами которых являются обеспечение сохранения мировой и национальной культуры и художественных ценностей, создание и распространение широкого спектра культурных благ, удовлетворение духовных потребностей населения [1, с.45].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОНЛАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие «онлайн-проект» в контексте аналитического обзора литературы
По мнению С.В. Винокуровой, онлайн-проект – это комплекс манипуляций, который позволяет разрабатывать свой продукт, получать полные и систематизированные данные о проектной деятельности, осуществлять все действия из любой точки мира, имея только доступ в Интернет.
Культурный проект по праву считается наиболее эффективной формой продвижения учреждения культуры, способствующей созданию положительного имиджа и росту престижа среди населения. Проект является основой для реализации творческой деятельности и позволяет оценить конечные результаты работы за определенный период времени. Именно он определяет направления развития, перечень мероприятий и формы управления, необходимые для достижения поставленной цели.
Культурный проект все чаще рассматривается с точки зрения внедрения в деятельность учреждения организационных, технологических, информационных и экономических инноваций. Кроме того, он служит рекламным инструментом, является визитной карточкой организации, но только при грамотном подходе к дизайну и информационному наполнению [2, с.45].
Деятельность учреждения культуры в области социально-культурного проектирования подтверждает профессионализм его сотрудников, их способность быстро реагировать на изменения окружающей среды и высокую конкурентоспособность. Создание проектов способствует самообучению сотрудников, так как является непрерывным процессом познания и самопознания.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-ПРОЕКТОВ ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Онлайн-проекты учреждений культуры Республики Беларусь
Театр и сегодня привлекает зрителей и не оставляет равнодушным. Театр – это место, которое предлагает свой собственный способ познания мира через сценическое пространство, текст, музыку, актерское мастерство и т.д. Постигая смысл спектакля, человек также постигает смысл жизни, поэтому театральное искусство является мощным средством воспитания. Показывая реальность в концентрированных художественных образах, театр учит думать и чувствовать, помогает развивать гражданскую и нравственную позицию [17, с.33].
Сегодня в Республике Беларусь действует 51 государственная театрально-зрелищная организация, в том числе 28 театров (из них ГУ «Драматический театр Белорусской армии» входит в систему Министерства обороны Республики Беларусь), 20 концертных организаций и 2 цирка. Статус «республиканский» присвоен 4 театрам и 2 концертным организациям, статус «академический» - 1 театру, звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» - 10 театрам и 3 концертным организациям. Коллективов художественного творчества на профессиональной основе – 74. Из них по видам искусства: музыкальное и инструментальное – 21 коллектив, вокальное и хоровое искусство – 10 коллективов, хореографическое искусство - 30 коллективов, цирковое искусство – 3 коллектива, сочетание разных жанров – 7 коллективов [18, с.78].
В Республике Беларусь проводятся театральные онлайн-фестивали и онлайн-форумы, которые традиционно способствуют развитию международного культурного сотрудничества, а также культурные мероприятия, появившиеся в последние годы: Международный молодежный театральный форум "М.@rt.контракт". (Могилев), Международный театральный фестиваль «Белая башня» (Брест), «Международный Рождественский оперный форум» (Минск), Международный форум театрального искусства «Театр», II Молодежный театральный форум стран СНГ, Балтии и Грузии и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что онлайн-проекты представляют собой важное решение развития определенной сферы, будь то торговля, развитие бизнеса, культуры и т.д. Существует множество разновидностей онлайн-проектов, которые в основном характерны для определенной сферы. Для каждого из них является характерным определенное количество достоинств и недостатков, что указывает на то, что у них нет определенной универсальности.
Онлайн-проекты в рамках сферы культуры представляют собой особое направление в развитии культурных ценностей, что определяет основные направления деятельности каждого отдельного участника проекта. Основными характеристиками онлайн-проектов можно назвать такие как ограничение во времени, определенное наличие в управлении и выполнении человеческого ресурса. Основными видами онлайн-проектов в сфере культуры являются такие как онлайн-трансляции, звуковые архивы, специализированные порталы, виртуальные лекции и т.д.
Для разработки онлайн-проектов театрально-зрелищного учреждения характерными являются специфические особенности творческой театральной деятельности. Однако, любой онлайн-проект характеризуется конкретной структурой, которой необходимо следовать при его разработке.
Можно увидеть, что в Республике Беларусь, в частности, в Национальной библиотеке проводится множество онлайн-проектов, которые отражают особенности развития и становления белорусской государственности и выделяют наиболее яркие моменты формирования нашего государства. Основными направлениями данных проектов являются такие как патриотическое направление, гражданское, литературное и культурное развитие каждого отдельного участника данного онлайн-проекта.
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 2014. – 386 с.
2. Винокурова, С.П. Культура. Наука. Творчество / С.П. Винокурова. – Минск: БГАИ, 2008. – 359 с.
3. Громов, Я А. Театральная Беларусь в 2-х томах / Я.А. Громов. – Мн.: Время, 2002. – 352 с.
4. Деружинский, В.С. Мифы о Беларуси / В.С. Деружинский. – Мн.: Харвест, 2013. – 336 с.
5. Захарина, Ю.Ю. Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика / Ю.Ю. Захарина. – Мн.: БГПУ, 2008. – 269 с.
6. Культура: открытый формат – 2013 / Министерство культуры Республики Беларусь / Коллектив авторов. – Мн., БГУКИ, 2013. – 469 с.
7. Мартинович, Н.Е. Основы режиссуры и сценического мастерства / Н.Е. Мартинович. – Витебск: УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», 2013. – 38 с.
8. Мошенский, А.А. Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России / А.А. Мошенский. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 125 с.
9. Мясникович, М.В. Современная Беларусь: энциклопедический справочник в 3-х томах, Т.3 // Культура и искусство / М.В. Мясникович. – Мн.: Белорусская наука, 2007. – 778 с.
10. Орлова, Т.Д. История театра в вольном изложении / Т.Д. Орлова. – Мн.: Медисонт, 2010. – 240 с.
11. Смольский, Р.Б. Социология современной культуры / Р.Б. Смольский, А.А. Раков. – Мн.: Бел. ГАИ, Ин-т экономики НАН Беларуси, 2005. – 82 с.
12. Смольский Р.Б. Стратегия успеха: Опыт реформирования театрального дела в Беларуси / Р.Б. Смольский, А.А. Раков, В.А. Грибайло. – Минск.: Изд-во Белорусской государственной академии искусств, 2005. – 162 с.
13. Соболевский, А.В. Театр // Республика Беларусь: энциклопедия в 6-ти томах. / А.В. Соболевский. – Мн.: БелЭн, 2005. – 989 с.
14. Страдов, Г.М. Продюсерство в театре / Г.М. Страдов. – Мн.: Современные знания, 2008. – 74 с.
15. Ювченко, Н.А. Театрально-музыкальное искусство Беларуси: новые исследовательские аспекты / Н.А. Ювченко. – Мн.: Высшая школа, 2010. – 266 с.
16. Юдчиц, Г.В. Театральное пространство / Г.В. Юдчиц. – Мн.: Право и экономика, 2007. – 219 с.
17. Беларуская культура, 2014 / Мiнiстэрства культуры Рэспублiкi Беларусь. – Мiнск: Iнбелкульт, 2015. – 419 с.
18. Бузук, Р.Л. Беларускi тэатр i глядач на парозе XXI стагоддзя / Р.Л. Бузук. – Мн.: БелДIПК, 2004. – 253 с.
19. Смольскi, Р.Б. Тэатральнае мастацтва / Р.Б. Смольскi. – Мн.: Беларуская навука, 2012. – 758 с.
20. Сохар, М.Ю. Тэатральная школа Беларусi: ад вытокаў да сучаснасцi / М.Ю. Сохар.– Мн.: А.М. Вараксiн, 2013. – 518 с.
21. Тэатральныя скрыжаваннi / Бел. дзярж. iн-т праблем культуры. – Мн.: БелДIПК, 2002. – 66 с.
22. Ярмалiнская, В.М. Сучасныя тэатральнае i экранныя мастацтвы / В.М. Ярмалiнская. – Мн.: Беларуская навука, 2014. – 451 с.
23. Афиша TUT.BY / Премьеры-2015: спектакли, которые готовят минские театры [Интернет-ресурс] - Минск, 2016. - Режим доступа: www.afisha.tut.by/news/reviews/440446.html
24. Белорусский государственный академический музыкальный театр [Интернет-ресурс] - Минск, 2016. - Режим доступа: www.musicaltheatre.by
25. Национальный академический Большой театр оперы и билета Республики Беларусь [Интернет-ресурс] – Режим доступа: www.bolshoibelarus.by