ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ
1.1 Основные подходы к понятию рефлексии в зарубежной психологии
1.2 Понятие рефлексии в отечественной психологии
1.3 Возрастные особенности развития рефлексии
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей рефлексии у подростков
2.3 Практические рекомендации по развитию рефлексии у подростков
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Внимание к феномену рефлексии обусловлено ритмом современной жизни, отражающим растущую автономию личности и эмансипацию современного человека, а также его потребности в понимании своей личности и на основе этого выстраивание своих отношений с окружающим миром. Своеобразие проблемы рефлексии обусловлено уникальностью человеческого понимания о своей способности осознавать. Благодаря рефлексии у человека возникает внутренняя жизнь и появляется способность управления своими состояниями и влечениями - свобода выбора.
Рефлексия играет большую роль в значительных переменах и развитии личности. Рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования.
У человека на каждом возрастном этапе происходят изменения в мировоззрении, отношении к себе и другим. Особое значение рефлексия приобретает в подростковом возрасте, когда ребенок входит в мир взрослых, стремиться понять себя и других, найти свое «Я», чтобы успешно функционировать в обществе.
Развитие представлений о феномене рефлексии имеет богатую историю и восходит к трудам Р. Бэкона, Дж. Дьюи, A. Буземана, Ж. Пиаже. В советской психологии проблемой изучения рефлексии занимались такие известные ученые как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Знаков, И.С. Ладенко, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, В.П. Зинченко, А.В. Карпов и др.
Рефлексию в контекст личностного развития рассматривали И.И. Ильясов, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов, В.И. Слободчиков и др.
В настоящее время внимание ученых направлено на изучение рефлексии и ее влияния на развитие личности. В работах ряда исследователей (В.А. Лефевр, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий и др.) рефлексия рассматривается как процесс познания, который направляется личностью на самого себя, на осознание своего поведения, действий, на совершенствование собственной «Я - концепции».
Многообразие подходов к изучению рефлексии в зарубежной и отечественной психологии свидетельствует о необходимости их обобщения и систематизации. Кроме того, важно рассмотреть особенности развития рефлексии. Вопрос о возрастной детерминации рефлексии имеет определяющее значение для теории и практики педагогической и возрастной психологии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ
1.1 Основные подходы к понятию рефлексии в зарубежной психологии
В зарубежной психологии рассмотрением рефлексии занимались многие ученые, среди которых можно выделить У. Джеймса, А. Буземана Дж. Бюдженталя, Дж.Г. Мида, В. Франкла, К. Роджерса, А. Лэнгле, А. Дейкмана и др. В 1930-х гг. А. Буземан сформулировал «психологическое» определение рефлексии как перенесения переживания с внешнего мира на себя. Автор предлагал выделить психологию рефлексии, определяющей взаимозависимость развития рефлексии и самосознания, выделить отдельной отраслью психологического знания [7, с. 24].
В дальнейшем изучение проблемы рефлексии происходило в двух аспектах: гносеологическом и онтологическом. Изучением рефлексии в гносеологическом аспекте в рамках когнитивно-поведенческого подхода занимались Ж. Пиаже, В. Вундт, В. Джемс. Рефлексия рассматривалась как мышление о мышлении, как процесс наблюдения со стороны за когнитивными процессами и функционированием сознания [7, с. 25].
Рассматривая феномен рефлексии, У. Джемс впервые ввел категорию образа Я, расщепленного на аффективные, когнитивные и поведенческие компоненты, выделил в личности Я-центр, способствующий интеграции образов Я в целостное единство – Я-концепцию [5, с. 86].
В своих работах А. Лэнгле соотносил рефлексию с взаимозависимой оценкой личности другими и оцениванием самого себя, создавая таким образом «картину себя», подчеркивая важность самопознания на протяжении всей жизни индивида. По мнению А. Лэнгле, отправной точной для дальнейшей рефлексии является способность к диалогу. Такая способность находит свое проявление в чередовании «бытия самим собой» и открытости по отношению к «бытию за пределами себя» бытию личности [14, с. 152].
В рамках психотерапии рефлексия рассматривалась Дж. Бюдженталем, К. Роджерсом, В. Франклом. Авторы считали, что клиент, и терапевт, на терапии развивают и качественно преобразовывают свой уровень рефлексии, становясь аутентичными своему опыту, конгруэнтным собственным переживаниям, занимающим позицию «наблюдателя» за происходящими изменениями в терапевтическом взаимодействии [11, с. 90].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования особенностей рефлексии позволяет сделать следующие выводы:
1. В зарубежной литературе выделяются следующие основные направления исследований в психологии рефлексии: склонность к самоанализу; интеллектуальная рефлексия (метакогнитивизм); представления о психическом других людей; проблема осознаваемости разных процессов и деятельностей. Зарубежные психологи разграничивают понятия рефлексии и осознания, подчеркивая, что понятие рефлексии шире. В гносеологическом аспекте рефлексия рассматривалась как мышление о мышлении, как процесс наблюдения со стороны за когнитивными процессами и функционированием сознания. Рефлексия соотносится с взаимозависимой оценкой личности другими и оцениванием самого себя, созданием образа себя.
2. В отечественной психологии рефлексия рассматривается в качестве объяснительного принципа развития самосознания и психики в целом. Рефлексия – это качество, возникающее в процессе самодвижения и самопознания личности, которое является структурным компонентом личностного потенциала, способствующим ориентированию жизненного пути личности на цель. Рефлексия представляет собой механизм, обеспечивающий мобилизацию личностных и интеллектуальных ресурсов и способствующих, результатом которого является изменение определенных сторон личности и ее самосознания. Благодаря рефлексии индивид способен выйти за пределы конкретной ситуации, получает возможность обобщения собственного опыта, а также опыта окружающих людей.
3. Развитие рефлексии на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Начало развития рефлексии наблюдается уже в младшем школьном возрасте, но наиболее активно рефлексия развивается в подростковый период – самый ответственный этап на всём пути развития личности. В подростковом возрасте происходит интеграция самосознания, развитие Я-концепции, осознание своей неповторимости, появляется потребность в самопознании. Рефлексия позволяет подростку осознать себя, свой внутренний мир, понять внутренний мир других людей, делает подростка способным к саморегуляции, становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей рефлексии у подростков нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей рефлексии у подростков с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Минска». В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 15 лет, их них 20 мальчиков и 20 девочек.
В основе исследования лежало предположение о том, что существуют различия в уровне рефлексии у мальчиков и девочек подросткового возраста.
В качестве психодиагностического инструментария был использован опросник рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева) [16]. Методика предназначена для определения уровня рефлексии. Также с помощью методики можно вывить следующие виды рефлексии:
1) ретроспективная рефлексия деятельности (утверждения 1, 4, 5, 12, 17, 18, 25, 27);
2) рефлексия настоящей деятельности (утверждения 1, 4, 5, 12, 17, 18, 25, 27);
3) рассмотрение будущей деятельности (утверждения 3, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 20);
4) рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (8, 9, 19, 21, 22, 23, 24, 26).
Опросник включает 27 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое их них по 7-балльной шкале.
При обработке данных подсчитывается итоговый балл (уровень рефлексии), а также балл по каждой шкале. Полученные сырые баллы переводятся в стены согласно нормативной таблице. Критерии оценки: высокий уровень (8-10 стенов), средний уровень (4-7 стенов), низкий уровень (1-3 станов стенов).
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Проведенное эмпирическое исследование особенностей рефлексии у подростков позволяет сделать следующие выводы:
1. Большая часть подростков обладает средним уровнем рефлексии. Они обладают умеренно выраженной склонностью обращаться к анализу собственной деятельности и поведения других людей, устанавливать причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем; недостаточно тщательно и детально обдумывают собственную деятельность, менее подробно планируют и прогнозируют возможные последствия.
2. У девочек подросткового возраста рефлексия более развита, чем у мальчиков. У мальчиков подросткового возраста слабо выражены все виды рефлексии. У девочек подросткового возраста умеренно выражены ретроспективная рефлексия и рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми, слабо выражены ситуативная и перспективная рефлексия. В результате сравнения было установлено, что на достоверном уровне у девочек подросткового возраста выше уровень рефлексии и выраженность таких ее видов, как: ретроспективная рефлексия и рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в уровне рефлексии у мальчиков и девочек подросткового возраста, подтвердилась.
3. На основании результатов проведенного исследования нами разработаны практические рекомендации по развитию рефлексии у подростков. Работа психолога должна быть направлена на создание условий, способствующих определению уровня рефлексии у подростков, разработку программы индивидуального психологического сопровождения подростков, решение различных психологических проблем, связанных со слабо развитой рефлексией, развитие способности выходить за пределы собственного «Я» в ходе активных методов обучения – тренингов, семинаров, групповых занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в зарубежной литературе выделяются следующие основные направления исследований в психологии рефлексии: склонность к самоанализу; интеллектуальная рефлексия; представления о психическом других людей; проблема осознаваемости разных процессов и деятельностей. Зарубежные психологи разграничивают понятия рефлексии и осознания, подчеркивая, что понятие рефлексии шире. В гносеологическом аспекте рефлексия рассматривалась как мышление о мышлении, как процесс наблюдения со стороны за когнитивными процессами и функционированием сознания. Рефлексия соотносится с взаимозависимой оценкой личности другими и оцениванием самого себя, созданием образа себя.
В отечественной психологии рефлексия рассматривается в качестве объяснительного принципа развития самосознания и психики в целом. Рефлексия – это качество, возникающее в процессе самодвижения и самопознания личности, которое является структурным компонентом личностного потенциала, способствующим ориентированию жизненного пути личности на цель. Рефлексия представляет собой механизм, обеспечивающий мобилизацию личностных и интеллектуальных ресурсов и способствующих, результатом которого является изменение определенных сторон личности и ее самосознания. Благодаря рефлексии индивид способен выйти за пределы конкретной ситуации, получает возможность обобщения собственного опыта, а также опыта окружающих людей.
Развитие рефлексии на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Начало развития рефлексии наблюдается уже в младшем школьном возрасте, но наиболее активно рефлексия развивается в подростковый период – самый ответственный этап на всём пути развития личности. В подростковом возрасте происходит интеграция самосознания, развитие Я-концепции, осознание своей неповторимости, появляется потребность в самопознании. Рефлексия позволяет подростку осознать себя, свой внутренний мир, понять внутренний мир других людей, делает подростка способным к саморегуляции, становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что большая часть подростков обладает средним уровнем рефлексии. Они обладают умеренно выраженной склонностью обращаться к анализу собственной деятельности и поведения других людей, устанавливать причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем; недостаточно тщательно и детально обдумывают собственную деятельность, менее подробно планируют и прогнозируют возможные последствия.
1. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
2. Бережнова, О. В. Рефлексия как условие саморазвития личности / О. В. Бережнова, Е. А. Эннс // Общество : социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 61-64.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2008. – 563 с.
4. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буславева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
5. Джеймс, У. Психология / Пер. с англ. – М. : Педагогика, 2000. – 368 с.
6. Дударева, В. Ю. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии / В. Ю. Дударева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – № 1. – С. 101-120.
7. Жигулин, А. А. Феномен рефлексии как психологическая проблема / А. А. Жигулин // Территория науки. – 2015. – № 2. – С. 23-27.
8. Знаков, В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / В. В. Знаков // Психологический журнал. – 2005. – № 1. – С. 18-28.
9. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. – М. : ИП РАН, 2004. – 455 с.
10. Князева, Т. Н. Взаимосвязь развития рефлексии и когнитивно-личностных свойств в подростковом возрасте / Т. Н. Князева, Е. В. Ершова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 6. – С. 191-200.
11. Крамар, Е. С. Рефлексия в структуре личностного потенциала супруга / Е. С. Крамар // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2017. – № 1 (7). – С. 88-92.
12. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «хорошая» и «дурная» : от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 4. – С. 110-135.
13. Леонтьев, Д. А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования : электронный научный. журнал. – 2011. – № 2 (16). – URL: http:// psystudy.ru
14. Лэнгле, А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии : сравнение подходов / А. Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал. – 2002. – № 4. – С. 150-168.
15. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
16. Методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3242809/.
17. Мириманова, М. С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М. С. Мириманова // Развитие личности. – 2001. – № 1. – С. 49–65.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
19. Ноженкина, О. С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога / О. С. Ноженкина. – Смоленск, 2012. – 222 с.
20. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 149-153.
21. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – М. : Смысл, 2000. – 563 с.
22. Рябышева, Е. Н. Рефлексия как предмет исследования в отечественной психологии / Е. Н. Рябышева // Территория науки. – 2016. – № 4. – С. 17-19.
23. Сизикова, Т. Э. Обор исследований рефлексии в психологии. Педагогическая рефлексия / Т. Э. Сизикова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 98-110.
24. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Академия, 2013. – 360 с.
25. Титкова, М. С. Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков / М. С. Титкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 2. – С. 11-15.
26. Толстая, С. В. Анализ понятия рефлексии в психологической литературе / С. В. Толстая // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 33. – С. 60-65.
27. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина// Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89-94.
28. Тутушкина, М. К. Практическая психология для преподавателей / М. К. Тутушкина. – М.: ИД «Филин», 1997. – 328 с.
29. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 2008. – 463 с.
30. Цахаева, А. А. Паттеризация ценностных конструктов личности как предмет научной рефлексии / А. А. Цахаева // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т.3, № 4. – С. 16-20.
31. Шаров, А. С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. – М. : Когнито-центр, 2009. – С. 112-132.