ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА
1.1 Внешний долг как элемент государственного долга
1.2 Методы управления государственным внешним долгом
1.3 Зарубежный опыт управления внешним государственным долгом
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Динамика и структура внешнего государственного долга Республики Беларусь
2.2 Последствия внешнего долга для национальной экономики
ГЛАВА 3 ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время долговая политика является неотъемлемой частью экономической политики государства. Государственный долг, выступая рычагом государственного регулирования имеет воздействие на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость и другие социально-экономические процессы. Государственные заимствования необходимы для финансирования дефицита государственного бюджета, что и является основной причиной и предпосылкой его появления.
Кроме того, показатели внешнего государственного долга являются индикаторами безопасного функционирования страны и основой для привлечения иностранных инвестиций в государство. Значимость иностранного инвестирования заключается в том, что они могут быть альтернативой государственным заимствованиям, при этом не обременяя государственный бюджет необходимостью выплаты процентов и долга по ним.
В то же время необоснованное наращивание внешнего государственного долга, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов имеют дестабилизирующее влияние на экономику страны.
Помимо этого, чрезмерный внешний долг ведет к увеличению процентных ставок и может отрицательно сказаться на реальном секторе экономики. Повышенная зависимость от долга в иностранной валюте оказывает давление на обменный курс, вызывая напряженность в денежно-кредитной сфере, если возникают трудности с рефинансированием.
В Республике Беларусь уровень государственного долга к ВВП по оценкам МВФ приближается к пороговому уровню безопасности, поэтому исследования состояния и возможностей преодоления существующих проблем государственного долга является чрезвычайно важным, свидетельствую об актуальности данной темы исследования, чем и обоснован выбор темы работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА
1.1 Внешний долг как элемент государственного долга
Понятие «государственный долг» широко используется в современной экономической и финансовой литературе. Следует отметить, что это понятие уже не новое, как показывает обзор литературы по данной теме. В различное время при разных экономических режимах его формы и роль трансформировались, но сущность всегда одинакова – покрытие расходов бюджета. Соответственно, основной причиной образования государственного долга является дефицит бюджета (превышение величины его расходов над величиной доходов), вызванный различными факторами [13, с. 122].
Таким образом, можно сказать, что государственный долг – это сумма задолженности страны перед отечественными или иностранными физическими и юридическими лицами, а также правительствами других стран. Т.е. по сути, это есть общая сумма накопленных дефицитов бюджета (уменьшенная на сумму излишков бюджета при их наличии) и сумма задолженности иностранным кредиторам на определенную дату.
Следует отметить, что государственный долг существует у большей части стран, а в развитых странах государственный долг еще определяют и как общий объем непогашенных государственных облигаций. В настоящее время в мире существует тенденция к росту государственного долга из-за постоянной дефицитности государственных бюджетов. Соответственно, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившуюся у правительства вследствие заимствования денежных ресурсов, направленных на финансирование дефицитов прошлых лет [9, с. 49].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Динамика и структура внешнего государственного долга Республики Беларусь
Внешний долг страны представляет собой сумму всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.
В состав внешнего долга не включаются:
- акционерный капитал предприятий прямого инвестирования, другие формы участия в капитале, а также реинвестированные доходы, поскольку они не предусматривают выплату основного долга и/или процентов по его обслуживанию (прямые и портфельные инвестиции, обеспечивающие участие в капитале);
- производные финансовые инструменты, такие как форвардные контракты и опционы;
- выпускаемые резидентами долговые ценные бумаги, используемые в рамках обратных операций с ценными бумагами [15, с.125].
Для отражения состояния внешнего государственного долга за 2015-2019 гг. составлена таблица 2.1.
Данные таблицы 2.1 показывают поступательный рост величины внешнего государственного долга в анализируемом периоде. Всего за пять лет величина внешнего долга Беларуси увеличилась на 5 458,2 млн. долл. США, а темп его роста составил 143,4 %. При этом темп роста общего объема государственного долга составляет за 2015-2019 гг. 226,8 %, что свидетельствует о том, что рост государственного долга Беларуси в этот период обоснован ростом внутреннего долга. Следует также отметить, что наблюдается также рост показателя соотношения внешнего долга к ВВП с 75,5% в начале 2015г. до 80,5% к началу 2020г., что связано с увеличением суммы внешней задолженности.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Каждое государство стремится к снижению долговой нагрузки на экономику. Для этого правительство разрабатывает и реализует определенные меры для достижения этой цели, которые закрепляются в соответствующих законодательных актах и документах.
В Республике Беларусь вопросы управления государственным долгом первоначально закреплялись в Программе социально-экономического развития на 2011–2015гг. Далее была разработана и утверждена Стратегия управления государственным долгом на 2015-2020гг., в которую были добавлены также целевые ориентиры портфеля заимствований. Основными задачами данной стратегии являются безусловное выполнение республикой всех долговых обязательств, обеспечение устойчивости республиканского бюджета и сохранение размера государственного долга на безопасном уровне.
Стратегия разрабатывалась при поддержке МВФ и Всемирного банка и получила их одобрение. Целевыми ориентирами разработки данной стратегии являются снижение общего уровня государственного долга и пересмотр качества портфеля заимствований. Осуществление этого должно достигаться благодаря систематическому выполнению выработанных мер. Так, одной из таких мер является установление в законе о республиканском бюджете лимитов внутреннего и внешнего государственного долга, а также установление нормы о направлении на осуществление платежей по погашению и обслуживанию госдолга вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза [2].
Таким образом, сохранение управляемого уровня долга является одним из приоритетов финансовой политики государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный долг – это сумма долговых обязательств страны перед физическими и юридическими лицами страны и иностранными лицами и организациями. Внешним государственным долгом является сумма основного долга государства и его резидентов по внешним государственным займам на определенную дату.
Существование внешнего государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению, т.е. разработку и проведение мероприятий, направленных на выплату процентов по займам и погашение основной части долга, а также мер по преодолению конфликтов между кредитором и заемщиком в случае невозможности выполнения своих договорных обязательств. Существуют различные методы управления внешним государственным долгом, применение которых определяется в зависимости от поставленных целей.
Эффективное управления государственным внешним долгом требует применение и учет опыта различных стран в этой области, на основе чего нужна разработка стратегии управления государственным долгом с учетом особенностей развития национальных экономик.
Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2020г. составил 44,8 млрд. рублей (33,8% ВВП) и по сравнению с началом 2019г. увеличился на 584,8 млн. руб., или на 1,3%. Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2020г. составил 18 млрд. дол. США, увеличившись с начала года на 1,1 млрд. долл. США (с учетом курсовых разниц), или на 7 %.
Среди рассмотренных относительных показателей внешнего долга Республики Беларусь особое внимание следует уделить отношению валового внешнего долга к ВВП, так как его значение не соответствует рекомендованному на протяжение 5 лет, что говорит о высокой долговой нагрузке на экономику.
1. Алексеенко, Т.С., Щепило, А.С. Проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Т.С. Алексеенко, А.С. Щепило // Молодежь для науки и экономики: разработки и перспективы: сборник научных статей VI международного форума молодых ученых, Гомель – Новая Гута, 1–2 июня 2017г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под. науч. ред. А. П. Бобовича. – Гомель, 2017. – С. 194–197.
2. Беларусь до 2025 года должна выплатить 23,5 млрд. долларов госдолга. Министр финансов Максим Ермолович видит три направления для сглаживания пиковых выплат [Электронный ресурс] // Сайт белорусских исследований. – Режим доступа: https://thinktanks.by/publication/2018/09/10/3-puti-po-snizheniyu-gosdolga-belarusi.html.
3. Белковец, А. Итоги и перспективы рынка государственных облигаций / А. Белковец // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 4. – С. 21-22.
4. Войтко, К., Свищева, Д. О порядке привлечения внешних займов под гарантии Правительства / К. Войтко, Д. Свищева // Финансы. Учет. Аудит. – 2014. – № 4. – С. 38-41.
5. Госдолг Беларуси – уже за красной чертой [Электронный ресурс] / Сайт Белорусский партизан. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://belaruspartisan.by/m/economic/448828/.
6. Дайнеко, А. Управление внешним долгом в Беларуси и зарубежных странах / А. Дайнеко // Наука и инновации. – 2017. – № 5. – С. 42-47.
7. Динамика абсолютных и относительных показателей внешнего долга Республики Беларусь / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExtemalDebt/Indic.xls.
8. Зяткина, Т.Ю. Проблема государственного долга и пути ее решения / Т.Ю. Зяткина // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2014. – С. 115-117.
9. Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
10. Макроэкономика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. А. Воробьев и др.]; под редакцией В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск, БГЭУ, 2017. – 226 с.
11. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. Вузов / [И.В. Новикова и др.]; под редакцией И.В. Новиковой, Ю.М. Яснинского. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2011. – 343 с.
12. Макроэкономика: учебное пособие / [М.И. Ноздрин-Плотницкий и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2012. – 315 с.
13. Макроэкономика: учебник для вузов / [Л.П. Кураков и др.]; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
14. Марусева, К. Анализ основных этапов долговой политики Республики Беларусь / К. Марусева // Банковский вестник. – 2017. – № 3. – С. 52-57.
15. Методы управления государственным долгом [Электронный ресурс] / Аналитический сайт Finance. – Режим доступа: http://finance0.ru/?id=409.
16. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за январь-декабрь 2019г.: стат. бюл. / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2020. – 215 с.
17. Попкова, А.С. Анализ валового внешнего долга Беларуси на основе данных платежного баланса страны / А.С. Попкова // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. – 2011. – № 5. – С. 9-18.
18. Ромейко, О.А. Государственный долг Республики Беларусь и управление им / О. А. Ромейко // Экономика глазами молодых: материалы V Международного экономического форума молодых ученых, (Минск, 1-3 июня 2012 года) / [редкол.: Г.А. Короленок и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорус. гос. экон. ун-т», Совет молодых ученых БГЭУ. – Минск: БГАТУ, 2012. – С. 339-341.
19. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/publik/ru/home/sitemap.
20. Скрипелева, А. В. Особенности управления государственным долгом / А.В. Скрипелева // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т»; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. – Минск: РИВШ, 2016. – С. 271-275.